Письмо


Наше конфуцианство

На статью «Наше анархическое будущее» (№ 194 от 14.10.2011, стр. 04)

Легкость, с которой автор отряхнул идеалы и принципы Просвещения, не к лицу глубоко и критически мыслящему человеку. Просвещение столь же ответственно за последующие преступления и извращения, сколь христианство – за религиозные войны и костры инквизиции. Карл Поппер, ярчайший защитник демократии и рационализма, разоблачил утопическую инженерию в «Нищете историцизма». Однако позднее Юрген Хабермас показал невозможность полного отказа от утопического мышления, поскольку вместе с историческим мышлением оно формирует ощущение злободневности [...].

Когда властители наших дум пишут как об однопорядковых вещах, что люди верят в Бога, в себя, в деньги, это лишь отражает прогрессирующий упадок духа, при котором призывы к демократии, смелым реформам или гражданскому действию просто нелепы. Пла­нирование и вера совсем не противоречат друг другу, фундаментальная наука – великолепный пример сплава целеориентированной и ценностно-ориентированной деятельности, и именно эту двойственную ее природу не могут или не хотят постичь наши посредственные реформаторы.

Давший отставку Просвещению Запад, который в силу этого уже нельзя считать просвещенным, заполняет образовавшийся идеологический вакуум не выдерживающей никакой критики концепцией устойчивого развития, политкорректностью и другими идеями сходного интеллектуального уровня. Фактически же освобождается место для конфуцианства, которое, по крайней мере для нас, хуже Просвещения, но несопоставимо глубже «устойчивого развития» и иже с ним. Надо иметь мужество не поворачиваться к будущему задом и либо принять его, либо самоотверженно бороться за то, чтобы оно стало другим.

Вячеслав Шупер, профессор Института географии РАН

Разнарядок нет

На статью «Сколько нужно «Единой России» (№ 193 от 13.10.2011, стр. 01)

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов не давал и не намерен давать главам муниципалитетов никаких «разнарядок» и «ценных указаний» с требованием вмешиваться в избирательный процесс, чтобы «обеспечить результат» той или иной партии на выборах в Государственную думу Федерального собрания РФ.

При этом Рустэм Хамитов часто встречается с главами городских, районных, сельских и поселковых муниципальных образований. На этих встречах речь идет о необходимости му­ниципальной власти быть ближе к людям, персонально вникать в проблемы граждан, больше уделять внимания проблемам благоустройства населенных пунктов, развитию коммунальной инфраструктуры. Рустэм Хамитов неоднократно давал четкие установки на строгое соблюдение законности при проведении выборов любого уровня и необходимость следования базовым принципам демократии. Более 20 лет назад он сам избирался депутатом в ходе первых выборов в Верховный совет БАССР, которые проводились демократическим путем.

Напомним, что в ряде СМИ ранее сообщалось о проведении президентом Башкортостана неких закрытых совещаний с главами муниципалитетов, в ходе которых, по версии неидентифицируемого и непоименованного источника, якобы поднимаются вопросы «о предвыборной страде» и возможных увольнениях глав администраций районов и городов за «плохой» результат.

Артем Валиев, пресс-секре­тарь президента Республики Башкортостан