Вектор


Гражданство подождет

Князь Александр Трубецкой, потомок русских эмигрантов первой волны, вчера был избран в совет директоров «Связьинвеста», а затем и возглавил его. Кандидатура Трубецкого возникла в апреле, после того как по инициативе президента Дмитрия Медведева министры должны были покинуть советы профильных компаний, уступив место независимым директорам. Правда, возникло препятствие – князь не гражданин России, а «Связьинвест» – стратегическое предприятие. Поэтому условием его избрания стало получение Трубецким российского гражданства. Но в итоге князя избрали в совет и без этого – гражданство он рассчитывает получить до конца года. Видимо, важнее оказался тот факт, что князь близко знаком как с министром связи Игорем Щеголевым, так и с его другом Константином Малофеевым. Их познакомил духовник Владимира Путина архимандрит Тихон. Но будет ли директор Трубецкой при таких связях на самом деле независимым?

Перевесил, а не продал

К октябрю совокупные показатели российских банков продемонстрировали рост практически по всем статьям баланса, будь то кредиты, депозиты корпоративных клиентов или вклады населения. И если где-то рост был небольшим, то перевод валютной составляющей в рубли позволил его значительно увеличить благодаря девальвации. Некоторые банки признавались, что сентябрь принес им убытки. Однако общая прибыль банков с начала года все равно увеличилась с 575,1 млрд до 624 млрд руб., свидетельствуют данные ЦБ. На фоне роста портфеля ценных бумаг выделяются лишь вложения в акции дочерних и зависимых обществ – здесь снижение с 476,4 млрд до 395,4 млрд руб. Однако причина вовсе не в падении котировок компаний или необходимости распродавать активы для пополнения ликвидности. ВТБ перевесил акции Банка Москвы с собственного баланса на «ВТБ долговой центр» – формальная смена собственника потребовалась по закону для получения средств господдержки Банку Москвы. Так что по существу никаких изменений не произошло. И распродавать накопленное наши банки пока не спешат.

Чем помочь электрокару

Вчера в Госдуме прошел круглый стол по проблемам развития экологичного транспорта в России. Присутствовавший на мероприятии гендиректор компании «Рольф импорт» (дистрибутор единственного официально поставляемого в страну электромобиля – Mitsubishi i-MiEV) Андрей Панков предложил понизить или вовсе отменить НДС на электрокары и разрешить ездить на этих машинах по полосам, предназначенным для общественного транспорта. Участники мероприятия предложили еще рассмотреть возможность обнуления импортной таможенной пошлины на электромобили, а также прямого субсидирования покупателей таких новинок. Проблема в том, что Минпромторг ничем конкретным любителей электромобилей не радует – чиновников пока больше занимает введение льгот по транспортному налогу для автомобилей с современными двигателями. А московское правительство оберегает полосы общественного транспорта от любых посягательств: разрешение двигаться по ним не могут получить даже такси. Впрочем, даже решение этих проблем мало облегчит задачу по продвижению в России автомобиля, сопоставимого по цене с внедорожником премиум-класса. К этому соотношению нужно привыкнуть – а там и законы подтянутся.

«Авианова» расплачивается

«Авианова», которая перестала летать с 10 октября, обработала 10 000 заявок на возврат денег за билеты – на 43 млн руб., сообщил перевозчик. Пассажирам уже переведена половина суммы, оставшаяся вот-вот будет переведена, обещает компания. Средства выделяет один из акционеров проекта – инвестподразделение «Альфа групп» А1. Вслед за пассажирами в очередь начали выстраиваться поставщики услуг и товаров. Уже поданы иски от авиализинговой компании ILFC на $1,7 млн (данные с сайта Арбитражного суда Москвы) и аэропорта «Курган» на 884 400 руб. (сообщил «Интерфакс»). «Авианова» должна и другим контрагентам – базовому аэропорту, страховой компании и проч. Лоукостер начал полеты в августе 2009 г., быстро обогнал конкурента – Sky Express, ворвался в десятку крупнейших перевозчиков страны. С конца 2010 г. А1 и ее партнер по проекту – инвестфонд Indigo Partners разошлись в том, как дальше развивать компанию: она не уложилась в бюджет (инвестиции составили $65 млн), показав убытки в $37 млн вместо $17 млн. Финансирование «Авиановы» прекратилось. Проект закрылся, но все равно надо платить. Может, денег на возврат долгов вполне бы хватило на дальнейшее развитие «Авиановы»?