Под одним крылом

«Аэрофлот» начал покупать авиационные активы «Ростехнологий»: первые прибретения – «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы». За них и еще четырех региональных авиаперевозчиков компания передаст «Ростехнологиям» 3,61% акций

Решение о передаче «Аэрофлоту» принадлежащих госкорпорации «Ростехнологии» шести региональных перевозчиков – авиакомпаний «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы» – правительство России приняло 30 июня 2010 г. В мае «Аэрофлот» и «Ростехнологии» договорились о цене активов – 2,5 млрд руб., говорится на сайте авиакомпании. В такую сумму оценены 3,61% акций «Аэрофлота», которые получат «Ростехнологии» после передачи активов, говорит управляющий активами БКС Николай Солабуто. Сумма определялась с учетом обременения перевозчиков «существенными финансовыми обязательствами», сказано на сайте «Аэрофлота». По оценкам Солабуто, стоимость активов САТ составляет до 450 млн руб., «Саравиа» – до 640 млн руб. (см. врез).

ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»

Владелец – «Ростехнологии». Финансовые показатели (данные компании, 2010 г.): выручка – 2,3 млрд руб., чистая прибыль – 674 000 руб.

ОАО «Саратовские авиалинии»

Основные акционеры: ГК «Ростехнологии» (51%), ЗАО «Инвестиционный холдинг «Энергетический союз» (25%), Елена Павленкова (12,5%). Финансовые показатели (данные компании, первое полугодие 2011 г.): выручка – 807,7 млрд руб., чистая прибыль – 8 млн руб.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство ООО «Аэрофлот-финанс» о покупке 100% акций ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» (САТ) и 51% акций ОАО «Саратовские авиалинии» («Саравиа»), сообщило ведомство. В августе ФАС разрешила «дочке» «Аэрофлота» купить 75% минус 1 голосующая акция авиакомпании «Россия».

Пресс-службы «Аэрофлота» и «Ростехнологий» вчера оставили запросы «Ведомостей» без ответа, в САТ и «Саравиа» не нашлось специалистов, готовых прокомментировать сделку.

«Аэрофлот» по решению правительства России должен завершить покупку всех шести авиакомпаний в ноябре. В результате «Аэрофлот» получит возможность нарастить годовой объем перевозок на 7 млн пассажиров, т. е. в 1,5 раза увеличить пассажироперевозки, говорится на его сайте.

Сделка с «Ростехнологиями» позволит «Аэрофлоту» увеличить долю на внутреннем рынке с 25–27 до 35%, а капитализацию – на 15–20% в ближайшее время, уверен Солабуто. По его словам, для «Ростехнологий» сделка тоже выгодна: госкорпорация вместо проблемных региональных перевозчиков получает пакет акций крупнейшей авиакомпании России.

«Аэрофлот» может изменить бизнес-модель «Саравиа», превратив компанию в лоукостер, а САТ объединить с «Владивостокавиа» в единую компанию – авиаперевозчика по Дальнему Востоку, полагает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Выгоды региональных компаний после покупки их «Аэрофлотом» очевидны: более устойчивое финансовое положение, техническое переоснащение, в том числе покупка новых самолетов», – комментирует Солабуто. По его оценке, «Аэрофлоту» нужно инвестировать в развитие САТ и «Саравиа» от $20 млн до $30 млн в каждую.

«Это уже вторая попытка государства создать глобального авиационного перевозчика, который сможет составить конкуренцию зарубежным авиагигантам. Первая провалилась», – напоминает Солабуто. Осенью 2008 г. после передачи «Ростехнологиям» госпакетов компаний альянса «Эйрюнион» была создана «Росавиа». Помимо авиакомпаний «Россия», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы» в нее планировалось включить еще и «Атлант-союз». Авиаперевозчики так и не были объединены, а в сентябре 2010 г. «Росавиа» подала иск о собственном банкротстве. «Для создания глобального перевозчика надо было вложить не менее 10 млрд руб., но в кризис государство не захотело инвестировать такие деньги», – вспоминает Пантелеев.