Sotheby's привез в Москву топ-лоты осенних аукционов

Аукционный дом Sotheby’s в очередной раз привез выставку топ-лотов ближайших аукционов, подбор русского искусства не сенсационный, но интересный
Е.Слизяк для Ведомостей

На этот раз выставка Sotheby’s открыта в Галерее Зураба Церетели и всего на два дня. К лотам осенних русских торгов – нью-йоркских и лондонских – присовокуплено несколько вещей художников других национальностей.

Жемчужина лондонского аукциона старых мастеров и московской выставки – картина Яна Стена, изображающая сцену карточной игры на постоялом дворе. Возможно, это не самое виртуозное по композиции и яркое по цвету произведение малого голландца, но музейного уровня, с развернутым сюжетом, нравоучением и юмором. Как утверждает аукционный каталог, это одна из лучших картин Стена, выходивших на рынок за последнее время. Ее эстимейт – 4,5–6 млн фунтов.

Другой гость не из русских – неожиданная серия Ads Энди Уорхола ($3–4 млн). Десять рекламных эскизов популярных товаров – от леденцов до автомобиля – разнообразнее намозоливших глаза шелкографий певца потребительских радостей.

Но главное, разумеется, – это привезенное русское искусство, поскольку именно его чаще всего покупают наши коллекционеры. Правда, две главные вещи нью-йоркских торгов к нам не приехали из-за своих габаритов.

«Жемчужная мечеть в Дели» Василия Верещагина, судя по репродукции, очень красива, полотно 4 х 5 м предварительно оценено в $3–5 млн. Многофигурная картина Николая Фешина «Черемисская свадьба» меньше, но оценена так же.

Этот холст с красноносыми мужиками и мордастыми бабами принадлежит Национальному музею ковбоев в Оклахома-Сити (вторую половину жизни художник провел в Америке), руководство которого надеется на вырученные от продажи картин Фешина деньги приобрести нечто более соответствующее своей тематике. Еще две вещи Фешина – небольшие портреты балийских девушек – можно увидеть на выставке, обе оценены в $200 00 –300 000. Верещагина же продает бостонский Музей изящных искусств, собирающий деньги на покупку картины французского импрессиониста Гюстава Кайботта, чья слава международнее верещагинской.

В целом русская коллекция Sotheby’s осенью этого года отвечает обычным запросам аукционных покупателей. Есть обязательные Айвазовский (сравнительно недорогой «Закат над Аю-Дагом» – 350 000–500 000 фунтов) и Шишкин (полноценный «Песчаный берег» – $1,2–1,8 млн). Есть пейзаж Константина Рериха, чьи работы во время аукциона могут подорожать в разы. «И мы продолжаем лов» оценена высоко, в $1,2–1,5 млн. Не обошлось без плодовитого Кончаловского – привезен натюрморт «Татарская посуда» с эстимейтом в 500 000–700 000 фунтов.

Пугающе мрачный групповой портрет рабочей молодежи Аристарха Лентулова «Лица эпохи» ($1,4–1,6 млн) и аляповатый «Праздничный салют. Медный всадник» Бориса Кустодиева ($3–4 млн) удивляют эстимейтом. Кустодиева, конечно, продают дорого, но изображения обнаженных баб и барышень, а тут панно для украшения Петрограда к первой годовщине революции.

Зато несколько показанных на выставке акварелей Александра Бенуа (от 6000 до 15 000 фунтов) очаровывают спокойствием и гармонией. Для продажи 130 работ художника – акварелей и театральных эскизов – в Лондоне организован специальный аукцион.