Продал $14 млрд

Поддержание курса рубля обошлось ЦБ в $14 млрд – на порядок дешевле, чем в 2008 г. Три года назад атака на рубль была сильнее, отмечают эксперты, но видят в нынешней экономии и заслугу ЦБ

С начала сентября Банк России продал на рынке $14 млрд, доложил вчера депутатам первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, напомнив, что в 2008 г. интервенции были «на порядок больше – $130 млрд». «Фактически произошла плавная девальвация примерно на 14% с августа, потом откат, в итоге примерно 10% – это обошлось сравнительно небольшими тратами из резервов», – рассказал Улюкаев.

Действия ЦБ заметно отличались от политики трехлетней давности, констатирует аналитик «ВТБ капитала» Алексей Моисеев. Тогда, пытаясь удержать курс рубля, он потратил значительный объем резервов, а теперь проводил валютные интервенции только для сглаживания курса и обошелся малой кровью.

Сейчас ЦБ проводит два типа интервенций. Продав (или купив) $600 млн, он сдвигает границу плавающего коридора колебаний бивалютной корзины на 5 коп. (сейчас она 37,50 руб., сообщил вчера Улюкаев). Эти интервенции призваны обеспечить плавность изменения курса в соответствии с фундаментальными показателями. А при отклонении от них регулятор может провести целевые интервенции (их размер не раскрывается), чтобы сгладить колебания курса.

Разумеется, экономию резервов нельзя считать исключительной заслугой ЦБ, говорит предшественник Улюкаева в ЦБ председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Тогда и отток капитала был на порядок больше: в IV квартале 2008 г. из России ушло $130,5 млрд, а в III квартале этого года – $18,7 млрд, включая $13 млрд в сентябре. Но хорошо, что курсовая политика стала более гибкой, отмечает Вьюгин, и есть надежда, что станет еще более гибкой: ЦБ медленно, но все-таки движется к своей цели.

Три года назад ЦБ сильно усугубил ситуацию, замечает старший экономист «Тройки диалог» Антон Струченевский: «Он сам же простимулировал давление на рубль, до последнего пытаясь сдержать осаду: на фоне каждодневного уменьшения резервов всем было очевидно, что рано или поздно ЦБ уступит, и это сделало игру против него полномасштабной, подключились и компании, и население». Важно, как на девальвацию реагирует население, подчеркнул вчера Улюкаев: доля валютных депозитов не изменилась, а в 2008 г. доходила до трети.

К концу года объем интервенций должен снизиться, в октябре он уже был незначительный ($4 млрд, сказал Улюкаев), может, даже продажа валюты снова сменится ее покупкой, полагает начальник отдела торговых операций банка ING Станислав Ярушевичюс. С ним согласен главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик, оговариваясь, что все будет зависеть от динамики потока капитала.

«Вот теперь мы посмотрели, что происходит при обратной ситуации [оттоке капитала]», – делился впечатлениями Улюкаев, по мнению которого, курсовая политика ЦБ доказала, что работает нормально.