Антикварный салон продает классическую живопись и советский фарфор

Осенний Антикварный салон немногим отличается от весеннего, только сейчас особенно заметно, какое влияние оказывают музеи на рынок старого искусства
А.Махонин

Завсегдатай антикварных салонов в Центральном доме художника легко предугадает популярных художников на очередном выпуске этой ярмарки. Главное – следить за художественной жизнью: если была или проходит большая выставка какого-то художника, то его работы будут красоваться на каждом шагу.

Два года назад, например, каждая галерея, работающая с живописью и графикой, выставляла работы Александра Дейнеки, выставка которого шла тогда в Третьяковке. Этой осенью, чрезвычайно богатой на музейные события, и антикварный привет музеям был многоголосым.

На открытии XXXI салона стенд французской галереи Boccara регулярно оживлялся радостными возгласами узнавания: «Сальвадор Дали!» Кабинетного размера фигура жирафоногого слона (45 000 евро) или подобная ей гламурно-сюрреалистическая пластика всегда находила место в галерее, много лет участвовавшей в салонах, но никогда не удостаивалась большого внимания. Над Дали висит эротическое серебристое панно Фужиты (110 000 евро), напоминая, что на выставке в Пушкинском музее показывают несколько знаменитых картин этого офранцузившегося японца. Для усиления музейной ассоциации галерея обещает привезти еще и гобелен по рисунку Василия Кандинского.

Привет идущей в Пушкинском «Парижской школе» передает также галерея «Элизиум», сделавшая свою мини-выставку на ту же тему. Здесь несколько картин Сюрважа (среднего размера, за $150 000), одна – Шагала (цену надо обсуждать) плюс работы Маревны. На нескольких стендах обнаруживаются картины Константина Коровина, его ретроспектива в Русском музее сейчас доказывает, что не все произведения художника красочны и артистичны.

Даже некоммерческий проект «Ампир – стиль двух им­пе­раторов» повторяет в миниатюрном варианте русско-французскую выставку четырехлетней давности. Французские вещи, собранные под бюстом Наполеона, противопоставлены похожим русским, под портретом Александра I, – все из частных собраний. Русский раздел от французского отличается только «нашим всем» в антиквариате – мебелью из карельской березы, она блестит и в золотом ампире.

Как обычно, в первых рядах участников – галерея Maricevic, но необычно, что с картиной про Дон Кихота Гелия Коржева. Сколько стоит мастерская живопись народного художника СССР, пока не ясно, полотно не продается. Позднее советское искусство – не карельская береза, цена на него не устоялась.