Анатомия здания: Бессонница перед премьерой

В холодную дождливую сентябрьскую ночь перед корреспондентом «Ведомостей» открылись главные двери Большого театра.
Е. Слизяк

Закулисная часть Большого теперь в 4 раза больше зрительской. Появились дополнительные площади, которых раньше не хватало, – репетиционные залы, хозяйственные пристройки, декорационные цеха и просторные гримуборные. Эталонные гримерки полностью укомплектованы всем необходимым – от мебели, люстр и светильников до сантехники. Здесь происходит перевоплощение артистов. Во всем великолепии – в костюмах и гриме – труппа делает генеральные прогоны новых спектаклей на сцене, расположенной под самой крышей, которая дублирует основную сцену театра.

Из дыма и пепла

В стенах Императорского Большого бывали коронованные особы практически всех европейских государств. Здесь же были провозглашены Советский Союз и план ГОЭЛРО. Театр был образован в 1776 г. с высочайшего соизволения императрицы Екатерины II. Будучи деревянным, здание казенного Петровского театра (первоначальное название Большого) горело трижды, и лишь в 1821 г. под руководством архитектора Осипа Бове на правом берегу Неглинки началось строительство каменного здания Императорского Большого театра по проекту ректора петербургской Академии Алексея Михайлова. Изумительное по своей красоте здание, возникшее из обгоревших развалин Петровского театра, открыло двери в 1825 г. представлением «Торжество муз» на музыку Ф. Е. Шольца, А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева. Сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. После антракта был показан балет «Сандрильона» (Золушка). Монументальное сооружение с колоннами и скульптурными композициями, роскошная отделка зала, блеск золота и хрусталя – все поражало и завораживало почтенных зрителей. 11 марта 1853 г. театр вновь горел. Пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. За три года здание было восстановлено под руководством архитектора Альберта Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орел, государственный герб Российской империи. 20 августа 1856 г. обновленный театр открылся вновь. Аристократичная и академичная обстановка театра как нельзя лучше подходила для светских мероприятий и приемов высокопоставленных лиц. По случаю коронации императора Николая II в 1895 г. в оформление императорского фойе были внесены изменения: вместо живописного плафона появился лепной декор в виде розеток, стены обтянутые атласной тканью, выполненной в стиле Людовика XV. Потолок зала был украшен двумя позолоченными бронзовыми люстрами, каждая из которых была унизана почти 5000 хрустальных подвесок из двадцати видов хрусталя и оптического стекла. Над высокими дверными проемами появились десюдепорты (декоративные композиции, расположенные над дверями). Историю Большого делали не только великие артисты, но и художники, режиссеры, дирижеры и постановщики: Мариус Петипа, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Юрий Григорович, Леон Бакст, Александр Бенуа, Василий Поленов. За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений – оперы, водевили, балеты, дивертисменты, эпохальные спектакли с участием почти всей труппы Большого: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спартак», «Кармен», «Борис Годунов». За 200 лет в историческом здании театра было произведено множество реконструкций. В 2002 г. открылась Новая сцена Большого театра. А через три года, в июле 2005-го, основная сцена в здании Государственного Академического Большого театра закрылась на капремонт.

Впереди планеты всей

Крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров – это балетная и оперная труппы, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра в труппе числилось всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. К началу XX в. труппа выросла до 500 человек, а к концу 1990-х гг. в театре было уже более 900 артистов. В советские времена Большой укрепляли кадрами. Галина Уланова, Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Елизавета Гердт, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, примы и легенды русского балета, сводили с ума иностранных государей и генсеков. Впрочем, по воспоминаниям Майи Плисецкой, Никита Хрущев не любил ходить на «Лебединое озеро», на котором ему приходилось присутствовать с каждым высоким гостем. К концу своего пребывания у власти он как то пожаловался балерине на одном из приемов: «Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся». От музейности и напыщенности театр постепенно избавляется. Сейчас в его репертуаре есть и классические, и экспериментальные постановки оперных и балетных спектаклей. К работе над новыми постановками привлекаются молодые кинорежиссеры и авангардные сценаристы. В новом сезоне артистам предстоит работать сразу на двух сценах – Новой и вновь открывшейся после реконструкции Основной сцене Большого театра. На 28 октября 2011 г. в театре намечена премьера сезона – опера Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Владимира Юровского и авангардного режиссера Дмитрия Чернякова. В ноябре состоится премьера балета Чайковского «Спящая красавица» в редакции Юрия Григоровича с новой сценографией знаменитого итальянского театрального художника Эцио Фриджерио. Помимо этого, в новом сезоне ожидается еще четыре премьеры и новый премьер – известный американский танцовщик Дэвид Холберг. Обретя модернизированную по последнему слову техники сцену и уникальную акустику зрительного зала, Государственный Академический Большой театр сможет радовать зрителей актуальным искусством, используя видео инсталляции, трансформируя сцену и зрительный зал в единое пространство и создавая новые визуальные эффекты.

Оказалось, и ночью жизнь здесь кипит. По мере того как приближался день открытия Государственного Академического Большого театра (ГАБТ) – после шести лет реставрации, становилось все заметнее растущее напряжение у реставраторов, строителей, артистов и зрителей. Жаркие споры разгорались то по поводу постановки ног и драпировки туник у муз на фасаде, то по поводу акустики основной сцены. Окончания большого ремонта с нетерпением ждали все. Гордость российского балета и московских строителей все-таки сдали в срок.

Изначально перед реставраторами стояло несколько сложных задач: добиться идеальной акустики зала, модернизировать механизмы сцены, отреставрировать знаменитую квадригу, вернуть колоннам Большого парадный вид. В 2005 г. строители взялись за дело с таким размахом, что уже через год целей и задач капитального ремонта заметно прибавилось.

В последнее время интерес к легендарному театру поддерживали не только спектакли, но и все больше скандалы вокруг него. Узкоцеховая проблема, превратившаяся в душераздирающую историю увольнения из труппы солистки театра Анастасии Волочковой, обошла все федеральные СМИ. В 2009 г. с поста главного дирижера театра ушел Александр Ведерников, и с тех пор театр работает только с приглашенными дирижерами. В том же году прокуратура возбудила уголовное дело о необоснованном расходовании средств, допущенном в ходе реконструкции театра. По данным Счетной палаты, за пять лет стоимость работ выросла в 16 раз и на 1 марта 2011 г. составила 20 млрд руб. (это примерно 500 млн евро).

В июле 2009 г. «Сумма капитал» приобрела контрольный пакет ЗАО «СУИпроект» (генподрядчик проекта реконструкции ГАБТ). Основатель «Суммы капитал» Зиявудин Магомедов входит в число попечителей Большого театра, среди которых зампред правительства РФ Александр Жуков, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, Виктор Вексельберг («Ренова»), Олег Дерипаска («Базовый элемент»), Андрей Костин (ОАО «Банк ВТБ»), Алексей Мордашов («Северсталь»), Александр Провоторов («Ростелеком») и др.

Руководителей строительства за шесть лет сменилось пятеро. Из них в проекте осталось двое – вице-мэр города Владимир Ресин и Елена Степанова, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра «Реставратор-М».

Стулья и акустика

В конце XIX в. зал Императорского Большого театра вмещал 1740 зрителей, было указано в «Ежегоднике императорских театров» за 1895 г. В СССР Большой был не только главным театром страны, но и местом проведения важнейших политических мероприятий. Партийные ряды росли, нужно было больше рядов в зрительном зале. Театральные стулья заменили более компактными и узкими, увеличив вместимость зала до 2185 мест.

Во время разработки проекта нынешней реконструкции и реставрации театра было решено вернуться к историческому количеству зрительских мест. «И стулья, и кресла станут более удобными, увеличится и ширина боковых проходов, что, конечно же, оценят посетители партера», – считает Михаил Сидоров, официальный представитель генподрядчика проекта реконструкции и реставрации Большого театра, советник президента группы «Сумма». Архитектор Михаил Филиппов уверен: «Оптимальный театральный зал рассчитан не более чем на 1500 зрителей. В больших залах будут возникать проблемы с видимостью и акустикой».

Новая мебель в точности повторяет внешний облик исторических предметов интерьера (кресла изготавливали в Италии). Реставраторы воссоздали затейливые рисунки по кусочкам ткани, фрагментам обивки и оттискам старинных гравюр. Но конский волос и кокосовую стружку в набивке стульев сменили современные гипоаллергенные, пожаростойкие и износоустойчивые материалы. Состав и пропитка тканей, как и выкройки штор и арлекинов лож, дополнительно согласовывались с акустиками. Реставрационные работы проводились совместно с немецкой компанией «Мюллер ББМ», специализирующейся на архитектурной акустике театральных и концертных залов.

Главное – в Большом появилась утраченная во время предыдущих реставраций и невидимая глазу воздушная подушка (на ее месте раньше располагался оркестр), которая отвечает за легендарную акустику зала. Занял свое законное место большой орган работы немецкой фирмы «Глаттер-Гёцт» (эта же фирма – генподрядчик по модернизации техники сцены).

В отделке стен, полов и даже потолков использовалась резонансная ель – дерево, из которого делают музыкальные инструменты. Насколько все старания увенчались успехом, покажут премьеры.

Балетный пол, сделанный по самым современным технологиям, мягкий и «дышащий». Выровненный старый пол покрывают несколькими слоями материалов, потом укладывают на него тонкое фанерное покрытие на специальных амортизаторах, создающих дополнительную воздушную подушку и смягчающих приземление при прыжке. Наконец, кладут верхнее покрытие – балетный линолеум.

В последнем ряду партера – 10 съемных кресел, что позволяет организовать шесть мест для инвалидов-колясочников. Немного увеличить вместимость театра проектировщики постарались и за счет подъемного механизма оркестровой ямы до уровня зрительного зала, за счет чего можно установить дополнительные места.

Кстати, представители русской аристократии прошлого века весьма удивились бы, узнав, что верхом престижа сейчас считается сидеть в партере. Лишь первый, «бриллиантовый», по выражению Николая Некрасова, ряд партера мог взволновать тогда театральные души. С понятием престижа до революции ассоциировались бель-этаж и ложи, ближние к царской.

Чердаки и подвалы

Ближе к полуночи Михаил Сидоров провел нас по залам и коридорам Большого театра. «У театра появилась еще одна (третья) сцена. А общая площадь увеличилась после реконструкции в 2 раза – с 30 366 до 72 820 кв. м – за счет создания новых подземных пространств (шесть этажей вниз) под Театральной площадью и помещений в сценической зоне. В них разместился концертный зал, рассчитанный на 300 зрителей», – рассказывает Сидоров. Площадь этого зала – 326 кв. м, сцены – 44,2 кв. м. Кроме него в подземной части расположены технические, бытовые и служебные помещения. Невидимые зрителю, они занимают две трети общей площади здания. «Это огромный театральный комплекс, один из крупнейших в мире, если не самый крупный. Все здания театра, а их пять (историческая и новая сцены, атриум, Дом Хомякова и инженерный блок), образуют единую замкнутую территорию, соединенную подземными и надземными переходами», – описывает Сидоров.

Помимо сценического и закулисного пространств в Большом есть еще музейно-зрительская часть с колоннадами, Императорским фойе, зимним садом и неизменным буфетом и та часть, которая находится за пределами собственно здания и где создают декорации – роскошные замки, цветущие сады. Это новые служебные помещения, появившиеся после реставрации и присоединения Дома Хомякова.

Помимо верхней сцены в отреставрированном здании есть еще три репетиционных помещения. Это большой зал площадью около 400 кв. м, где сохранен традиционный для балетной труппы 4%-ный покат пола, и два вспомогательных зала поменьше, в которых пол сделан ровным, чтобы можно было проводить репетиции современных балетов.

Со стороны северного фасада здания предусмотрена автоматизированная разгрузка и загрузка контейнеров с декорациями. Для этого были оборудованы специальные ворота в фасадной стене длиной 14 м и высотой 5 м. За ними располагаются склады для хранения декораций для спектаклей текущего репертуара. С помощью специальной грузовой площадки – так называемого заднего подъемника массой 40 т и высотой 12 м – декорации поднимаются на уровень арьерсцены и доставляются в сценическое пространство. На этом же устройстве поступают контейнеры со склада объемных декораций, расположенного под Копьевским переулком, и с производственно-складского комплекса на ул. Плеханова.

Ренессанс Большого

В XIX в. обстановка светского здания впервые стала значить не меньше, чем убранство церкви. Архитектор Большого театра Альберт Кавос в своих заметках Grand Theatre de Moscou в 1856 г. писал: «Я старался украсить зрительный зал как можно более пышно, но в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанного с византийским стилем». Самый театральный и чувственный из исторических стилей требует обильных драпировок и тканей с богатой, приятной на ощупь фактурой. Без них выгнутые формы и пышная резьба мебели не заиграют в полную силу. Художники и реставраторы постарались сделать все, чтобы театр выглядел после реставрации так, как задумал Кавос.

Завершено восстановление верхней части фасада, отреставрированы и обессолены колонны главного портика, а колоннада поставлена на новые базы и ростверки. Вместо советского герба здание театра вновь украшает двуглавый орел. Фасад выкрашен в золотисто-песочный цвет. Необходимый оттенок получился благодаря сочетанию умбры, охры, глины и извести. Наружное освещение обеспечивают чугунные фонари и торшеры.

Вернулась на место знаменитая квадрига Аполлона (скульптура работы Петра Клодта), заново покрытая несколькими слоями защитного состава и краски. Цвет выбрали тот, что свойствен патинированной бронзе, – оливково-зеленый.

В центральной части здания над вестибюлем располагается Белое фойе. Его восстанавливали с использованием уцелевших фрагментов кирпичной кладки Петровского театра. Простенки между окнами декорированы живописью, выполненной в технике «гризайль». Встроенные в стены зеркала увеличивают объем зала.

К Центральному фойе примыкает с западной стороны так называемый комплекс Императорского фойе, с восточной – Хоровой и Экспозиционный залы. Основной объем реставрационных работ в них был выполнен в начале 2010 г. А в начале февраля 2011 г. здесь прошел первый камерный концерт.

893 кв. м зрительного зала украшает лепное убранство, на золочение которого пошло приблизительно 4,5 кг сусального золота. Еще 1,5 кг золота – на центральной люстре. Водружен на место знаменитый «золотой» занавес, созданный по эскизам Федора Федоровского художником-графиком Михаилом Петровским.

Воспроизводство старины

Вместо паркета, закрывавшего полы боковых вестибюлей и кольцевых коридоров, в Большом появилась мраморная венецианская мозаика (3000 кв. м), идентичная той, которая украшала театр в XIX в. Мозаику восстанавливали по единственному уцелевшему фрагменту, обнаруженному в директорской ложе в 2005 г. Было использовано 11 сортов мрамора различных оттенков. Каждый камень укладывали вручную. «Задачей реставраторов стало максимальное воссоздание исторических интерьеров. Именно поэтому было так важно вернуть театру его венецианскую мозаику», – подчеркивает Михаил Сидоров.

В зал Императорского (бывшее Бетховенское) фойе вернулись уникальные настенные панно из шелковой ткани цвета раскаленного чугуна с растительным орнаментом в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые включены гербы Российской империи и монограмма последнего императора России. Эти панно на ручных станках три года ткали мастерицы из Донского монастыря.

Одно время в знаменитом Бетховенском зале располагался центральный буфет. Здесь в антракте можно было пропустить по бокалу шампанского и, закусив бутербродом с красной икрой, полным сил и энергии устремиться в зрительный зал. Увлеченных канапе и бутербродами запоздалых зрителей после третьего звонка ждала, как известно, только галерка.

Ночное путешествие по залам и закулисью Большого театра завершилось уже на рассвете. Эта ночь обещала нечто особенное – ожидания оправдались. Спускаясь в метро на «Театральную», я продолжала слушать музыку Шостаковича, доносившуюся то ли из нового концертного зала на Театральной площади, то ли из наушников моего плейера, улыбаясь первым посетителям московской подземки.

Возвращение муз

Год длилась работа по восстановлению знаменитой росписи потолка зрительного зала – «Апполон и музы» XIX в. Роспись обрамляла отверстие для вытяжки дыма и копоти. В ходе одной из реставраций в 1939 г. эксперты, проводившие обследование плафона, пришли к неутешительному выводу: живопись пришла в полную негодность! И в начале 1940-х гг. старый плафон с античными мотивами было решено заменить на новые, идеологически выдержанные росписи, отвечающие теме «Апофеоз искусств народов СССР». Этим планам помешала война. Во время войны восстановлением плафона занимался известный художник и искусствовед Игорь Грабарь. В июне прошлого года в ходе реставрационных работ был укреплен красочный слой плафона, устранены провисания и прорывы холста, удалены реставрационные вставки на фоновых частях композиций с изображениями муз. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями специального защитного лака с добавлением воска.

Не все то золото, что блестит

Для золочения стального каркаса и латунных деталей люстры используется сусальное золото 960-й пробы, которое выпускается в виде квадратных листов со стороной в 91,5 мм и толщиной от 0,13 до 0,67 микрона, упакованных в «книжки» из папиросной бумаги, стоимостью около 3000 руб. за 1 г. Для люстры, как вообще для металлических деталей, применяется «золочение на лак мордан». На тщательно обезжиренную поверхность наносится вначале свинцовый сурик, смешанный с олифой, – в три слоя с просушкой, затем «свинцовый крон» – в два слоя, потом еще два слоя масляного лака. И затем тончайший золотой лист. Поверхности из папье-маше золотят «на полимент»: вначале наносится специальный состав из глины, в которую добавляется и свечной воск, и мыло (сейчас употребляется «детское», как более натуральное), и спермацет. А еще полимент разводится тухлым яйцом. Яичный белок заквашивают, и он тухнет 40 дней. На такой полимент накладывают то же сусальное золото. Таким способом в Большом золотили декор зрительного зала и атланта у подножия Царской ложи. Для создания необходимого температурно-влажностного режима и безопасности от пыли строителям пришлось натянуть пленку на всю высоту зрительного зала.