Советы консультанта: Кривое зеркало расчетов


Недавно к нам обратился владелец автопредприятия с просьбой разобраться в причинах неэффективности, почти нулевой рентабельности, а в отдельные месяцы – и убыточности бизнеса. Среди выявленных причин особенно курьезной и неожиданной показалась одна: способ расчета амортизации.

Оказалось, что основная часть техники взята компанией в лизинг и амортизация по каждому автомобилю начисляется в размере лизингового платежа за этот автомобиль в отчетном месяце. Причем эта методика была принята не в бухгалтерском учете, где ее использование имеет свои резоны, а в системе управленческого учета, заточенной на предоставление владельцу реальных показателей текущей эффективности бизнеса.

Срок полного погашения стоимости машин и их выкупа компанией – около четырех лет. То есть автомобили, фактический срок службы которых составлял 8–11 лет, амортизируются в ноль за четыре года. При этом в компании сложилась практика не приобретать по 1–2 машине в год, а обновлять автопарк сразу крупными партиями. Так вот что, оказывается, лежало в основе «экономической неэффективности» предприятия! Просто наступал тот период, когда старая техника уже была распродана, а по той, что была в наличии, платежи лизингодателю еще выплачивались. И амортизационные затраты начислялись в размере, более чем вдвое превышающем долю физического износа автопарка, т. е. фактического «расходования» техники за отчетный период. Картина «экономической катастрофы» усугублялась еще и тем, что в отношениях с лизингодателем произошли некие события, в результате которых за последние полгода лизинговые платежи еще чуть ли не в два раза превысили обычный размер выплат. Что, собственно, и увело прибыль ниже нулевой отметки и вызвало обеспокоенность заказчика.

Второе, что поразило нас. В картинках и графиках мы показали владельцу всю игру цифр в кривом зеркале амортизации. Показали, как взлетит под облака прибыль после того, как компания рассчитается с лизингодателем. И в какую пропасть она обрушится, когда машины придут в негодность и компания заменит их по лизингу новыми. И вот что ответил нам заказчик: «От принятой методики расчета амортизации не откажусь. Потому что хочу иметь прибыль не в отчетах и не на бумаге, а в реальных деньгах на счетах компании».

Желание, конечно, вполне уважительное. И если говорить о «деньгах на счетах», о превышении приходов над выплатами, то лизинговые платежи действительно нужно вычитать из выручки. Но при чем тогда здесь эффективность деятельности автопарка? При чем здесь прибыль, если термином «прибыль» назван чистый денежный поток? Фактически заказчика беспокоили не прибыль и рентабельность, а совсем другое: наступил период, когда бизнес перестал приносить живые деньги или даже вынужден был жить в долг. Но ведь это обычная картина для любого инвестиционного проекта! Почти всегда есть начальный период, на протяжении которого вложения превышают отдачу. И если цель владельца – не привлекать заемные средства и всегда быть в плюсе по денежному потоку, то значит, что нужно просто рассчитывать и планировать под эту задачу графики продажи старых машин и обновления автопарка. И обеспечивать такое соотношение между полностью выкупленной и еще не выкупленной техникой, чтобы выручка от использования и той и другой покрывала в том числе и лизинговые выплаты.

Когда-то, в первое десятилетие становления российского бизнеса, у нас было много проектов по постановке управленческого учета и внутрикорпоративному экономическому просвещению, в том числе и первых лиц компаний. Позже, казалось бы, востребованность в таких услугах стала сходить на нет по мере развертывания подготовки в вузах, заточенных на бизнес экономистов и финдиректоров. Но сегодня на подобных примерах мы убеждаемся: отбой трубить рано. Профессиональные финансисты и экономисты есть практически во всех компаниях. Но живут в них какой-то отдельной замкнутой кабинетной жизнью, не располагающей к тому, чтобы нести в массы свет экономической науки. А владельцы живут своей – со своими же представлениями об экономике, о прибыли, инвестициях и прочих волшебных словах.