Вектор


Что дешевле

В течение шести месяцев Украина получит доступ к российской газотранспортной системе для поставок «дешевого» газа из Туркмении, заявил в выходные премьер Украины Николай Азаров. «Впервые мы договорились и зафиксировали это в соглашении о создании зоны свободной торговли с СНГ», – отметил он. Киев давно пытается ослабить монополию «Газпрома». Однако даже с соглашением о зоне свободной торговли есть два но. Первое заключается в том, что и сейчас никаких законодательных барьеров для доступа Украины к трубе «Газпрома» не существует: нужно просто подписать транспортный контракт с «Газпромом», а ему это, очевидно, невыгодно. А второе но – так ли дешев туркменский газ? Конечно, с прошлого года структуры украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа стали поставлять на Украину небольшие объемы среднеазиатского газа для собственных химических предприятий дешевле российского газа. Но тут особые отношения Фирташа и «Газпрома». А вот крупные партии для государственного «Нафтогаза Украины» вряд ли будут дешевле, чем для российского концерна: у Туркмении тоже свой интерес. Для сравнения: прогноз «Газпрома» по средней цене для Украины на этот год – $307 за 1000 куб. м с учетом всех скидок, а его же данные по средней цене закупки в Центральной Азии – около $293 (и это без учета расходов на транспорт через всю территорию России).

Без ВЭБа никуда

Сроки реформы госхолдинга «Связьинвест», оказывается, зависят вовсе не от правительства, а от Внешэкономбанка (ВЭБ) – это следует из слов министра связи Игоря Щеголева. Весной 2011 г. завершился первый этап реорганизации – семь межрегиональных компаний «Связьинвеста» присоединились к «Ростелекому», в котором госхолдинг получил 43,4%. Следующий этап – объединение «Ростелекома» и «Связьинвеста», но схема еще не выбрана. Щеголев сказал вчера, что сперва нужно понять, выкупает ли ВЭБ у «Ростелекома» 25% плюс 1 акция «Связьинвеста», как было решено первоначально. Если да – ситуация упрощается: «Связьинвест» становится на 100% государственным (его 75% минус 1 акция уже у Росимущества), и доля государства в будущей объединенной компании, ныне составляющая 53,2%, возрастает вне зависимости от схемы объединения. Если же ВЭБ не идет на сделку, то «Связьинвесту» придется брать кредит и самому выкупать у «Ростелекома» свои 25% плюс 1 акция – это отсрочит объединение и потребует от «Ростелекома» повышенных дивидендных выплат (чтобы «Связьинвесту» было чем гасить кредит). ВЭБ покупать долю в «Связьинвесте» явно не хочет – и это понятно: зачем ему такая инвестиция? Но без него обойтись трудно: государство непременно желает сохранить контроль в объединенном «Ростелекоме», а если объединять компании как есть, контроль может быть утрачен. С точки зрения реформы это риск: экономическая ситуация нестабильна, и у ВЭБа могут появиться дополнительные задачи помимо финансирования реформы «Связьинвеста».