Вектор


«Яндекс» мобилизуется

«Яндекс» отреагировал на пожелание аналитиков активнее развивать мобильные сервисы. Вчера он объявил, что его поиск будет установлен как основной на все смартфоны Samsung с операционной системой Bada, предназначенные для продажи в СНГ. Летом 2011 г., вскоре после размещения акций «Яндекса» на NASDAQ, аналитики инвестбанков посоветовали компании интенсивнее использовать потенциал быстро растущего рынка мобильного интернет-доступа. Ведь у ее основного конкурента, Google, есть важное преимущество – собственная операционная система Android, и во всех устройствах под ее управлением по умолчанию используется, разумеется, поиск Google. Кое-кто из аналитиков даже советовал «Яндексу» разработать собственный браузер или смартфон. Поисковик начал с малого: хотя Samsung и крупнейший поставщик смартфонов в России, аппараты с Bada занимают, по данным самого производителя, около 40% в его российских продажах. Но за этим партнерством могут последовать новые, тем более что с производителями браузеров «Яндекс» заключил уже два соглашения (его поиск по умолчанию установлен в российской версии Firefox и при открытии новой вкладки в Opera). Стимул не медлить у «Яндекса» есть: в сентябре 2011 г. его доля в обработке поисковых запросов рунета, по данным Liveinternet.ru, начала сокращаться, тогда как доля Google продолжает расти.

Чьи миллиарды реальнее

Участники проекта Nabucco спорят о росте затрат на газопровод, который должен снизить зависимость Европы от России, соединив ЕС с прикаспийскими поставщиками газа. Так, министр национального развития Венгрии Тамаш Феллеги заявил, что окончательная стоимость Nabucco может составить минимум 26 млрд евро (хотя до сих пор называлась цифра 7,9 млрд) и есть «серьезные сомнения», что такое финансирование может быть найдено, передает Bloomberg. Комментируя это, глава Nabucco Gas Pipeline International Рейнхард Митчек заверил, что стоимость газопровода не будет намного выше ранее заявленной цифры, однако смету раскрыть отказался.

Nabucco интересуются не только в ЕС, но и в России. Ведь у нашей страны есть альтернатива – газопровод «Южный поток» по дну Черного моря, стоимость которого с учетом сухопутной трассы по югу Европы пока оценивается примерно в 15 млрд евро. Конечно, рост сметы у подобных проектов не новость. Однако до сих пор ЕС занимал крайне резкую позицию по отношению к «Южному потоку». И если российский газопровод действительно окажется почти на 40% дешевле Nabucco (хотя у экспертов есть сомнения на этот счет), Евросоюзу будет все сложнее расставлять приоритеты, сохраняя при этом лицо: ведь стоимость газопровода – это будущие тарифы на прокачку, которые, в свою очередь, будут отражаться на стоимости газа для европейских потребителей.

Сложно отказать

Не прошло и недели с момента объявления группы «Сумма» Зиявудина Магомедова о победе в конкурсе на строительство и эксплуатацию нового нефтяного терминала в порту Роттердам, как об интересе к проекту заявила «Транснефть». Вчера президент госмонополии Николай Токарев сообщил, что его компания и «Сумма» изучают возможность создания СП для перевалки российской нефти в Роттердаме. «Сумма» сама это предложила еще до подведения итогов конкурса, а когда результаты стали известны, «Транснефть» «подтвердила свою заинтересованность рассмотреть это предложение» (цитата по «Интерфаксу»). В числе партнеров «Суммы» (под проект в Роттердаме) уже есть нефтетрейдер Vitol. И, как уверяет представитель «Суммы», речи об СП с «Транснефтью» пока не идет – всего лишь о долгосрочном контракте на транспортировку. Однако, если «Транснефть» действительно захочет долю в терминале, вряд ли группа Магомедова откажется. Ведь госмонополия – ключевой партнер «Суммы» в России: они вместе контролируют крупнейший портовый холдинг страны – НМТП, а «Транснефть» – один из крупнейших заказчиков строительных компаний «Суммы».

Спор оптимистов

Продавец электроники и бытовой техники «М.видео» к новогодним праздникам наймет вдвое больше сезонных продавцов, чем в прошлом году. С ноября по январь компания наберет более 2500 временных сотрудников, в прошлом году их было около 1200. На конец 2010 г. у «М.видео» было 218 магазинов, за девять месяцев добавилось 26. «Увеличение приема сезонных сотрудников демонстрирует, что покупательский спрос продолжает уверенный рост», – приведены в сообщении «М.видео» слова коммерческого директора Энрике Фернандеса. Сеть, по его словам, с начала года не пересматривала прогнозов по продажам и продолжает ждать позитивного декабря. Заставить россиян экономить на новогодних праздниках не может почти ничто. Но все же оптимизм «М.видео» контрастирует с последними заявлениями тех продавцов, в чьи магазины потребитель заходит чаще. X5 Retail Group снизила прогноз роста продаж, сославшись на слабую экономическую ситуацию и сокращение расходов потребителей. А на этой неделе к лагерю пессимистов присоединился Auchan: рост продаж в его продовольственной сети «Ашан» снизился с середины августа на 3–4 п. п., сообщало Reuters со ссылкой на члена совета директоров Auchan в России Людовика Олинье. «Готовность тратить снизилась, поскольку люди беспокоятся о том, что ждет их в будущем», – сказал он.