«Ростком» не вышел

Российская армия отказалась от закупок новейшего БТР-90 «Росток» из-за устарелости его концепции, новую машину разработают к 2016 г. На разработку БТР-90 было потрачено несколько миллиардов рублей

Минобороны не включило в госпрограмму вооружений до 2020 г. закупки самой последней модели бронетранспортера БТР-90, заявил вчера «Интерфаксу» на выставке «Интерполитех» Дмитрий Галкин, гендиректор Военно-промышленной компании (управляющая компания Арзамасского машзавода – АМЗ, основного производителя колесной бронетехники в России). По его словам, новое руководство Минобороны решило, что эта машина не нужна, значит, не нужна она и инозаказчикам, которые обычно не покупают такую технику, если ее нет на вооружении страны-разработчика. Но задел, полученный при разработке БТР-90, не пропадет и будет использован в разработке новой тяжелой колесной платформы для Вооруженных сил России, пообещал Галкин.

БТР-90 начали разрабатывать еще в советское время и ранее планировалось начать его серийное производство в 2011 г., но в еще в 2009 г. армия отказалась (хотя и не объявили об этом) от его дальнейшей разработки и закупки вместе с другой бронетехникой – новым танком (известным как Т-95), БМД-4, самоходными пушками «Спрут» и «Коалиция», говорит бывший чиновник Минобороны. Затраты на разработку БТР-90 трудно подсчитать, так долго она продолжалась, но эти деньги не самые большие в ряду других закрытых проектов бронетехники и, вероятно, составляют порядка $50–100 млн, говорит собеседник «Ведомостей».

БТР-90 – вершина развития советской линии бронетранспортеров, поэтому военные от него и отказались в пользу концепции машины, более похожей на современные западные тяжелые колесные машины с высадкой десанта из кормы и усиленным бронированием, говорит редактор журнала «Арсенал» Виктор Мураховский. Новая машина по теме «Бумеранг», которую разрабатывают на АМЗ, является унифицированной колесной платформой весом до 25 т, на которой можно размещать различное вооружение вплоть до зенитно-ракетных комплексов и гаубиц калибром до 152 мм, в Минобороны рассчитывают, что она будет готова до 2016 г., говорит Мураховский. В отличие от прежних подходов разработчику машины предоставлено гораздо больше свободы в выборе предприятий кооперации и использовании иностранных комплектующих, что должно облегчить разработку, считает эксперт. Пока же новой тяжелой колесной машины нет и изношенные бронетранспортеры в частях меняют на БТР-82 – модернизированную версию БТР-80, находящегося в производстве с 1986 г.

За последние 10 лет также были закрыты не доведенные до конца проекты истребителя МиГ 1.42, фрегата «Новик», а новый автомат АН-94 «Абакан» был снят с вооружения после выпуска нескольких тысяч штук.