Вектор


Смартфоны – двигатель прогресса

У 53% российских пользователей смартфонов предыдущий аппарат был обычным телефоном, сообщают аналитики J’son & Partners. В мире смартфоны, по данным Gartner, уже во II квартале 2011 г. заняли больше четверти рынка мобильных телефонов, Россия отстает: в 2010 г., по оценке J’son & Partners, всего 11%, к концу 2011 г. достигнут 22%. Но это значит, что у российского рынка мобильной передачи данных гигантский потенциал роста. Среди главных отличий смартфона – удобство интернет-серфинга и возможность пользоваться большим количеством приложений, что часто предполагает использование мобильного интернета. Мобильный трафик данных сейчас растет в разы ежегодно, а по мере расширения круга владельцев смартфонов рост трафика еще ускорится. Для сотовых операторов это серьезный риск: монетизировать мобильный интернет-трафик они так толком и не научились, а вот сети связи придется доумощнять, чтобы они справлялись с нагрузкой. Правда, в этой бочке дегтя (с точки зрения операторов) содержится и ложка меда: время от времени смартфоны помимо желания владельцев скачивают из сети какое-нибудь программное обеспечение (например, обновления уже установленных программ), и сотовые компании с удовольствием выставляют за это счет абонентам.

Пора решаться

Минэкономразвития, Минтранс и Росимущество по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова в очередной раз рассмотрели ситуацию с продажей «Трансконтейнера» и настаивают на том, что РЖД должна продать не 25% плюс 1 акция этого оператора, а все принадлежащие ему 50% плюс 2 акции, причем до конца 2012 г., написала на прошлой неделе Шувалову министр экономического развития Эльвира Набиуллина (копия письма есть у «Ведомостей»). Аргументы прежние: доводы РЖД о том, что полная продажа акций «Трансконтейнера» помешает развивать транзитные контейнерные перевозки, неубедительны, а продажа контроля расширяет список потенциальных покупателей, конкуренция между которыми даст возможность РЖД продать эти акции дороже. То же самое Набиуллина писала и раньше, но каждый раз президент РЖД Владимир Якунин убеждал Шувалова оставить блокпакет «Трансконтейнера» в собственности, в последний раз – в начале октября. Ведь совет директоров РЖД уже предварительно утвердил именно такую схему продажи, аргументировал он. Нет проблем, отвечает Набиуллина: Минэкономразвития подготовит директиву для представителей государства в совете, а они одобрят новый вариант. Осталось Шувалову перестать слать запросы министерствам и наконец принять решение.

Четыре года до резерва

Еще четыре долгих года Банку Москвы предстоит формировать резервы на потери по ссудам, которые были выданы при бывшем президенте Андрее Бородине, следует из слов первого заместителя гендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерия Мирошникова (цитата по «РИА Новости»). Кредиты стали проблемными, поскольку прежнее руководство мастерски превращало обеспеченные кредиты в необеспеченные – уводило залоги. А судя по последней отчетности, надежд вернуть выведенные активы становится все меньше. Аудитор банка указал в отчетности за первое полугодие, что третьи лица продали часть залогов по проблемным кредитам, и это могут быть не последние такие сделки.

Президент «ВТБ 24» Михаил Задорнов (входит в совет директоров Банка Москвы) ранее предупреждал, что банк доведет объем резервов до 250 млрд руб. Выхода нет: общая сумма потенциальных проблем – 366 млрд руб., из них 150 млрд руб. – фактически ничем не обеспеченный портфель кредитов. По итогам прошлого года банк отчислил в провизии почти 100 млрд руб., или пятую часть портфеля. Для банка это непосильная ноша. Для обычного банка...

Говорящий трафик

Розничный оператор «Дикси групп» (магазины «Дикси», «Виктория», «Квартал» и др.) вчера отчитался о замедлении динамики продаж. Выручка компании по сопоставимым магазинам, работающим больше года (LFL), увеличилась в III квартале на 6,7% за счет роста среднего чека на 9,9%. Количество покупателей за этот период сократилось на 2,9%. В первом полугодии динамика была выше: LFL-продажи сети тогда выросли на 7,8%, средний чек – на 9,26%, а трафик снизился на 1,3%. Хотя сети успокаивают инвесторов, что «сколь-либо заметного снижения потребительской активности» в III квартале не произошло, цифры доказывают обратное: рост LFL-продаж Х5 Retail Group замедлился до 4% в III квартале с 11% в первом полугодии, а число покупателей сократилось на 4%. «Магнит» нарастил сопоставимые продажи всего на 7,6% против 18,5% в первом полугодии, потеряв 1,6% покупателей. И если снижение темпов прироста выручки еще можно объяснить продовольственной дефляцией (в III квартале цены на продукты снизились на 2,7%, тогда как год назад за этот же период инфляция составила 2,9%), то снижение числа покупателей этой логике не поддается.