Неторговая столица

В Москве за пять лет должны открыться 4500 новых магазинов и 1700 ресторанов, кафе и столовых – это удвоит торговые площади, следует из утвержденной городом программы развития торговли и общепита. Но инвестировать в новые объекты город не намерен
PhotoXpress

Столичные власти ожидают, что до конца 2016 г. в Москве откроется около 4500 предприятий розничной торговли, 1700 – общественного питания и 1300 – бытового обслуживания населения, говорится в подпрограмме «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012–2016 гг.», которую в октябре утвердило правительство города.

Новых магазинов (по которым у городских властей уже есть первичная документация) должно быть не меньше 1200 (в том числе 62 гипермаркета) с парковками на 31 000 машино-мест, ресторанов, кафе и столовых – не меньше 916. Сейчас, как следует из документа, на 1000 москвичей приходится 695 кв. м торговых площадей, а в 2016 г. эта цифра должна увеличиться до 1200 кв. м. Выходит, торговая площадь должна вырасти с 8 млн до более чем 13 млн кв. м (для расчета использованы данные последней переписи населения). Число посадочных мест в кафе и ресторанах должно вырасти до 48 на 1000 жителей с нынешних 42,5.

В подпрограмме говорится о строительстве 262 новых объектов. Но за их счет торговые площади удастся увеличить на 0,69 млн кв. м. А откуда возьмутся еще 4 млн кв. м, авторы программы не уточняют. Сейчас доля свободных площадей в качественных торговых ценах (ТЦ), по данным «Магазина магазинов/CBRE», не превышает 3%. Всего качественных торговых площадей в московских ТЦ, по оценке компании, 3,78 млн кв. м. «Конкуренция в Москве значительная и ощущается дефицит площадей, особенно в старой части города», – сетует вице-президент «Росинтера» Валерия Силина.

Для реализации программы, в том числе для строительства, реконструкции и открытия торговых центров, кафе и ресторанов, потребуется, по оценке городского правительства, 63,1 млрд руб. Но инвестировать в новые объекты город не собирается, следует из документа. Около 18,8 млрд руб., которые планируется направить на подпрограмму из городского бюджета, пойдут на другие цели: 7,5 млрд руб. – на формирование городского резервного продовольственного фонда, 4,2 млрд руб. – на городской заказ продовольствия для предприятий социальной сферы, 4,5 млрд руб. – на содержание и благоустройство городских кладбищ, еще 250 млн руб. город потратит на исследование пищевых продуктов на наличие ГМО. Львиная же доля трат ляжет на плечи бизнесменов: им, по оценкам столичного правительства, предстоит потратить около 44,3 млрд руб. Москва со своей стороны готова предоставлять им помещения и земельные участки в аренду.

Инвестировать в Москве ритейлеры готовы. «Компания готова вложить сотни миллионов долларов в несколько сотен магазинов при условии, что город посодействует этому», – говорит директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Михаил Сусов. Но при этом он считает заявленные городом целевые показатели «несколько оптимистичными».

«Земли под торговые центры в городе достаточно – весь вопрос в градостроительной политике. Столичные власти дают понять, что крупные девелоперские проекты, офисные или торговые, способные серьезно увеличить нагрузку на транспортную инфраструктуру, нуждаются в очень тщательном отборе», – говорит коммерческий директор «Капитал груп» Алексей Белоусов. Он считает, что без масштабного строительства торговых объектов исполнение планов возможно лишь при перепрофилировании помещений, принадлежащих городу. «Городу принадлежит много недвижимости, которую можно модернизировать и использовать под торговлю или общепит», – объясняет Белоусов.

Острее всего проблема с магазинами стоит в новых микрорайонах, а также в районах, прошедших реновацию (снос пятиэтажных панельных домов), а лучше всего обеспечены торговыми площадями жители спальных районов Москвы, построенными до начала 1990-х гг., объясняет представитель консалтинговой компании «НЭО центр». «Увеличить объем торговых площадей не только реально, но и необходимо. Там, где нет возможности построить торговый центр, должен хотя бы существовать приличный продуктовый магазин с небольшой сопутствующей торговлей и услугами – химчисткой, ремонтом обуви, товарами для животных, салонами связи», – считает руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости и инвестиций Jones Lang LaSalle Олеся Черданцева.

По оценкам департамента торговли и услуг Москвы, сейчас в столице работают 18 200 магазинов и примерно 13 800 киосков, 67 рынков, 518 крупных и средних объектов оптовой торговли, 10 300 предприятий общественного питания (включая школьные и офисные столовые) и 10 800 предприятий бытового обслуживания.