Брис Роше: «Россия – уже рынок № 2 для нас», - Брис Роше, президент и генеральный директор группы Yves Rocher

Брис Роше о преимуществах семейного капитализма во время глобального кризиса и других истинных ценностях
Gwenael Saliou

2000

уехал в США, чтобы поработать в Arthur Andersen

2002

вернулся во Францию и продолжил работать в семейном бизнесе

2003

вице-президeнт в административном совете группы

2006

назначен генеральным директором Yves Rocher Groupe

2009

начал совмещать две должности – генерального директора и президента Yves Rocher Groupe

Дед-основатель и компания

Уроженец западной французской провинции Бретань Ив Роше (1930–2009) был сыном сельского шляпника. Свой бизнес он основал в 1959 г. По данным газеты Les Echos, Роше-старший дебютировал на рынке косметических средств с кремами на растительной основе, предназначенными для лечения варикоза и геморроя. Он рекламировал эти кремы в популярных газетах Ici Paris и France Dimanche, а продавал их по почте. К 1965 г. компания выпускала уже столько разной косметики, что пришлось обзаводиться каталогом «Зеленая книга красоты» (он выходит до сих пор на 20 языках). Спустя 10 лет после основания Yves Rocher компания открыла первый бутик в Париже на бульваре Османн – к этому решению Ив Роше пришел после массовых забастовок на почте Франции в 1968 г. В 1992 г. во главе группы стал старший сын ее основателя Дидье Роше, а сам Ив Роше взялся запускать новую марку Yves Rocher Sante Naturelle и занялся экономическим развитием своей малой родины, Ля-Гассийи. В 1994 г., после гибели Дидье, он вернулся к управлению группой. Со временем Ив Роше начал вводить в курс дел Бриса Роше, старшего из своих восьми внуков. Он постепенно передавал ему все больше полномочий, так что к 2006 г. Брис Роше уже занимал пост гендиректора, а три года спустя, когда основатель компании скончался, стал и президентом семейной компании. Средний и младший сыновья Ива Роше – Даниэль и Жак – «два крупных акционера» группы, как рассказывал Брис Роше в интервью Les Echos, и они оба принимают участие в ее деятельности. Даниэль Роше в 1980 г. создал лабораторию морской косметики Daniel Jouvanсe, названную так по фамилии его деда с материнской стороны, он управляет ею до сих пор, а также отвечает за развитие группы Yves Rocher. Жак Роше в 2000 г. создал марку товаров для дома Kiotis, которая в 2007 г. объединилась с аналогичной американской маркой Stanhome, он также занимается администрированием в группе Yves Rocher. По данным журнала Le Point, семейство Роше избрало своей резиденцией городок Булонь-Вилль – их дома занимают целую улочку.

Yves Rocher Group

Производитель косметики. Годовая выручка (данные компании) – 2,3 млрд евро. Акционеры: 77% – потомки основателя Ива Роше, 23% – Sanofi Aventis. У группы 2000 магазинов, 40 млн покупательниц и 15 000 сотрудников по всему миру. В состав Yves Rocher Groupe помимо одноименной марки косметики входят косметические марки Doctor Pierre Ricaud и Daniel Jouvance, производитель товаров для дома Stanhome Kiotis и марка детской одежды Le petit bateau.

Семейная тайна

«Мы рентабельны. Но насколько мы рентабельны, я сообщать не буду, чтобы не выдавать эту цифру конкурентам», – с улыбкой говорит Брис Роше.

В 2009 г., когда Брис Роше возглавил семейную компанию после смерти деда, ему был 31 год. А работать здесь он начал в 16, отказавшись от карьеры джазового пианиста и завершения образования, после того, как его отец, тогдашний президент Yves Rocher Group Дидье Роше, погиб в возрасте 41 года из-за несчастного случая в стрелковом клубе. Возможно, поэтому сейчас этот сдержанный человек с ранней сединой выглядит не по возрасту зрелым. Во время нашего разговора он по-настоящему зажигается лишь однажды – когда речь заходит о Ля-Гассийи, родном городе Ива Роше в Бретани, где по-прежнему производится косметика фамильной марки. В интервью «Ведомостям» Брис Роше рассказал, как его компании удалось обогнать Chanel во Франции и почему он не хочет покупать российских производителей косметики, а также поведал драматическую историю о том, как акционером Yves Rocher Groupe стал фармацевтический гигант Sanofi Aventis.

– Вы пользуетесь продукцией вашей марки?

– Да, конечно, я давно ею пользуюсь, особенно косметикой для рук.

– Только Yves Rocher или косметикой конкурентов тоже?

– Ну мне случается пробовать и продукцию конкурентов, чтобы протестировать конкурентов.

– А какой продукт Yves Rocher у вас самый любимый? Или, может быть, их у вас много?

– Мне нравится последняя гамма Capillaire, да и вообще все продукты нашей марки. Я первый фан Yves Rocher, можно сказать.

– Первый магазин вашей марки открылся в России 20 лет назад. Помните, как это решение принималось в вашей семье?

– Нет, я при этом не присутствовал. В то время группой управлял мой отец, и это он принял решение открыть российский рынок. Мы стали первым французским предприятием, пришедшим в Россию [после распада СССР], и вторым международным – после McDonald’s. А сейчас Россия – второй рынок для нашей марки [после Франции].

– А ведь в прошлом году вы в интервью La Tribune говорили, что Россия – на третьем месте после Франции и Германии...

– Да, и вот уже картина поменялась – Россия стала второй (улыбается). А началось все в 1991 г.

– Как бы вы описали региональную стратегию Yves Rocher?

– Мировой рынок косметики сейчас достаточно широк, он оценивается в 265 млрд евро. И этот рынок все время растет, даже если рост и оказывается медленнее прогнозируемого. Регионы, в которых этот рост в особенности проявляется, – Азия, Южная Америка и Восточная Европа. Зрелые рынки, такие как США или Западная Европа, растут в меньшей степени, у них плоская траектория роста. Так вот, наша стратегия – конкурировать на международных рынках, а в особенности на тех, которые обладают наибольшим потенциалом. И Россия, конечно же, входит в число таких рынков, она ведь уже рынок номер два для нас. Все страны, примыкающие к России, – Украина, Польша, да и Чехия, и вообще вся Восточная Европа – это стратегический регион для нас. Так же мы воспринимаем и Южную Америку, там мы закрепились в Мексике. Сегодня мы практически не присутствуем в Бразилии и Азии за исключением Китая [и Таиланда]. Мы смотрим на эти страны, но определенно наш приоритет сегодня – завоевывать рынки в таких странах, как Россия, Мексика, Турция, Украина.

– А почему именно там?

– Во-первых, это динамичные рынки, бурно растущие рынки, опережающие страны с низким ростом ВВП. И этот рост, как прогнозируется, продолжится в будущем. А во-вторых, эти рынки демонстрируют наилучшие результаты [для марки Yves Rocher]. Так что все просто.

– С вашей точки зрения, российский рынок труднее других?

– Российский рынок сейчас находится в достаточно комфортабельном положении, потому что ВВП России растет. Хотя и не очень сильно, но все равно это лучше, чем на Западе – во Франции, в Германии или в странах, вообще переживающих драматический период, как Испания. Вот там все на самом деле очень и очень сложно. Но все-таки справедливости ради надо сказать, что во Франции марка Yves Rocher получает прибыль и позиционирована очень хорошо – это марка номер один на французском рынке косметики, особенно в таких сегментах, как парфюмерия, средства для макияжа и антивозрастной уход. В парфюмерии марка занимает первое место с этого года, обойдя Chanel. В России у нас тоже сильные позиции, но все-таки на российском рынке наша история исчисляется 20 годами, а во Франции марка была создана более 50 лет назад. Является ли российский рынок для нас более трудным, менее трудным или вообще сложным? Отвечу так: каждый рынок – это вызов, на который нужно ответить. Россия – тоже, но мы действительно уделяем внимание тому, чтобы ответить [на вызовы ее рынка]. Сегодня это точно приоритетный для нас рынок, в который мы собираемся инвестировать.

– У вас были проблемы с выходом в Россию в 1990-е? Или, наоборот, поскольку рынок пустовал и конкуренты отсутствовали, все прошло без особых сложностей?

– Не могу вам сказать про то, что было 20 лет назад... У нас были трудности во время кризиса 1998 г. Но мы сделали ставку на то, чтобы поддержать деятельность [в России], особенно чтобы поддержать наших партнеров-франчайзи. Так что это был сложный период, но за три месяца мы определенно его пережили. И выбор, сделанный в то время, позволяет нам консолидировать свои позиции на российском рынке сегодня.

– А российские власти в 1990-е вам какую-то поддержку оказывали?

– Нет, мы все выстроили самостоятельно.

– Кстати, раз мы заговорили о кризисе: каким образом нынешний кризис отражается на вашем бизнесе? В прошлогоднем интервью вы говорили, что в 2008 г. ваши продажи даже выросли. Но то была первая волна глобального кризиса, а сейчас поднимается вторая – вы это уже чувствуете?

– Ну, кризис затронет нас всех! Да, это тревожит, конечно. Вообще, кризис на разные рынки воздействует по-разному. Мы только что говорили об Испании – вот рынок, переживающий настоящее бедствие. Россию это в меньшей степени затрагивает сегодня, это рынок, который продолжает расти. Думаю, Западная Европа, вся зона евро находится в кризисе, как и США. Но есть страны, которые по-прежнему в фазе роста с высоким потенциалом: Бразилия, Китай... Правда заключается в том, что из кризиса на сегодня мы не вышли. Возможно, мы накануне новых трудностей, которые, я думаю, повлияют на всех нас и даже на развивающиеся экономики с высоким потенциалом роста. Это распространяется как заразная болезнь. В зоне евро назревают проблемы, у Греции, на мой взгляд, мало шансов расплатиться по долгам. Вдобавок ко всему грядут выборы – во Франции, Германии, США. Так что вместе с возможной сменой властей кризис потребует еще и суровых мер: повышения налогов – например, НДС. По сути, все это плохо для потребления. В такой ситуации нужно быть бдительным.

– И какова ваша финансовая политика в такой ситуации? Вы нуждаетесь в заемном капитале?

– У нас нет долга, так что сегодня мы чувствуем себя уверенно. У нас семейная компания, она управляется семейным советом, и нам не нужно прибегать к кредитованию, чтобы развиваться.

– На ваш взгляд, у модели семейного бизнеса больше шансов преуспеть, чем у всех остальных?

– Думаю, сегодня семейный капитализм более жизнеспособен, особенно если посмотреть на экстремальную волатильность фондового рынка, который сейчас в сильном расстройстве. Представьте себе акционерное общество, акции которого падают на 50% или на 80% в течение дня, это же просто разрушительно для того, кто управляет компанией! Наша компания на бирже не котируется – это такое беспокойство, что лучше его не иметь. В общем, я думаю, что семейные предприятия сегодня находятся в более выгодной позиции, чем публичные компании. Это явная удача [для семейных компаний]. И семейный капитализм, по-моему, это ответ на множество проблем, вскрывающихся каждый день.

– А у кого больше шансов выжить и преуспеть на глобальном рынке косметических средств – у транснациональных компаний или у региональных производителей? И какое место вы отводите вашей семейной компании на этом рынке?

– Хороший вопрос. Мы сегодня в большей степени региональная компания, наш регион – Западная и Восточная Европа вместе с Россией. Но по сути мы присутствуем во всех географических зонах. Удивительно, но марка Yves Rocher преуспела в Мексике или, например, в Таиланде. Так что, я думаю, лучше действовать и как региональная компания, и как глобальная, потому что рост в различных регионах неоднороден. Если один регион проседает, можно выиграть в другом, тем самым компенсировав потери. В известном смысле, я думаю, успеха в первую очередь добиваются глобальные марки. Но для меня ключ к успеху – это все-таки содержание марки. И я считаю: если хочешь преуспеть, если хочешь выиграть долю рынка в схватке с соперниками, нужно конкурировать материализуемой силой. Думаю, что люди и сегодня, и завтра ощущают (и будут ощущать) все то реальное, материализуемое, что есть в маркетинге. Для себя я это обычно объясняю так: марка Yves Rocher – это не только реклама, которую можно видеть в прессе, или косметические средства в магазинах. Yves Rocher – это марка, которая происходит из конкретного места, городка Ля-Гассийи в Бретани. И чтобы понять марку Yves Rocher, надо приехать в Ля-Гассийи, потому что весь смысл марки – там. Это поля, на которых выращиваются органические культуры. Это ботанический сад с растениями более чем из 1100 регионов. И в этом определенно заключается наше ноу-хау. Каждое лето у нас в Ля-Гассийи на открытом воздухе проходит самый крупный в Европе фестиваль фотографий природы. У нас есть L’Eco-Hôtel Spa с рестораном, причем все продукты для нашего ресторана, а это органические продукты, выращены не более чем в 40 км от Ля-Гассийи. Кроме того, марка Yves Rocher – это еще и одноименный фонд, который проводит такие акции, как «Озеленим планету вместе». А еще Yves Rocher – это имя моего деда. И все это настоящее! Разве кто-то из наших конкурентов может претендовать на то, что у них есть место вроде Ля-Гассийи – с полями, с ботаническим садом и прочими, абсолютно материализуемыми вещами?! Наша марка – это вовсе не что-то виртуальное, это не просто бумаги: все, что у нас есть, абсолютно материально! И заводы наши тоже в Бретани находятся, все три! Вот что, по-моему, отличает нас от конкурентов.

– Но ведь мощностей ваших заводов в Бретани, наверное, недостаточно, чтобы удовлетворить глобальный спрос на продукцию Yves Rocher. У вас ведь вроде бы есть уже завод и в России?

– Это субподрядчик [компания Fareva], он нам не принадлежит. Почему мы приняли решение размещать заказы на производство продуктов для местного рынка у российского субподрядчика? Тому есть две причины – экономическая и экологическая. Экономическая причина связана с кризисом 2008 г., когда, как вы знаете, рубль сильно упал по отношению к доллару и евро. В физическом выражении продажи остались на прежнем уровне, но в валютном выражении снизились, ведь все наши обороты – в евро. Единственный способ предохраниться от таких потерь – это максимально перевести оборот [на местном рынке] в местную валюту. Так что было принято решение производить в России нашу продукцию, и в особенности продукцию с относительно низкой добавленной стоимостью, такую как гели для душа, например. Это позволяет: 1) поддерживать привлекательные цены на наши продукты; 2) избегать расходов на транспортировку – которые в экологическом смысле тоже не хороши. Продукция с высокой добавленной стоимостью – средства для ухода за лицом и духи – производится во Франции, а в производстве таких продуктов, как гели для душа, [в России] используются французские эссенции.

– А российские растения для производства вашей косметики вы закупаете? Какое у вас мнение об их качестве?

– Конкретно не могу сказать, но, насколько я представляю, мы закупаем растения и в России. Собственно, мы их закупаем повсюду, в разных странах, потому что растений в Ля-Гассийи просто недостаточно и к тому же многие нужные нам растения во Франции не производятся.

– Какую выручку вы ожидаете в этом году?

– Она составит примерно 2,3–2,5 млрд евро. Ожидаемый рост по итогам года – 4%.

– За время экономического кризиса ваша выручка сильно изменилась?

– Нет, она остается на одном уровне. На нашу деятельность оказывали давление курсы валют в тот период кризиса, который был в 2009 г., но в конце концов все выровнялось и стало достаточно удовлетворительным.

– У вас единая ценовая политика для всех рынков или в каких-то странах цены выше, чем во Франции? От чего это зависит?

– Наша ценовая политика очень варьируется в зависимости от рынка, потому что везде положение не одинаковое. То, что произведено во Франции, в России стоит дороже, чем на родном рынке, из-за транспортных издержек, таможенных издержек, инфляции. Таможенные платежи, к примеру, разнятся в зависимости от страны. Все это определяет разнообразие цен [на продукцию Yves Rocher].

– Многие производители косметической продукции используют прямые продажи. Как вы относитесь к этому способу дистрибуции? Не кажется ли вам, что в России он труднее приживается, чем в других странах?

– Прямые продажи – очень большой рынок, особенно в Мексике. Мы используем его и в Португалии, и в Италии. У нас есть отдельная компания по прямым продажам, не только для марки Yves Rocher. В общем, это достаточно интересный канал дистрибуции. Он не применяется для марки Yves Rocher в России, потому что на этом рынке есть выбор между магазинами, продажами по почте и через интернет. С нашей точки зрения, прямые продажи в России – это не тот канал дистрибуции, который хотелось бы развивать.

– А какой способ продажи лучше всего подходит для России, на ваш взгляд?

– Все способы хороши, так как дополняют друг друга. К клиентам можно обращаться по всем традиционным каналам продажи или через интернет. Все они взаимно дополняемы с учетом того, что наша цель – удовлетворить клиента: это же не клиент одного канала, а клиент одной марки. Один и тот же клиент может покупать по самым разным каналам, имеющимся на рынке.

– Миноритарный акционер Yves Rocher – фармацевтический концерн Sanofi Aventis. Как это получилось?

– О, это целая история... Это миноритарный акционер в структуре холдинга, он не владеет акциями группы напрямую. Я вам объясню, как это устроено, очень коротко (рисует на доске). Вот группа Yves Rocher, в центре. В нее входит одно акционерное общество под названием Le financier [финансист], которому принадлежит 49% группы Yves Rocher. А группе Yves Rocher, к примеру, принадлежит «Ив Роше Россия», Yves Rocher France или марка [детской одежды] Le petit bateau. Я президент группы Yves Rocher. А Sanofi владеет 39% в Le financier. Но кто же контролирует Le financier? Семья Роше, которой принадлежит 61% этого общества. В общем, как видите, Sanofi находится очень далеко от «Ив Роше Россия» или Yves Rocher France.

Как Sanofi здесь оказалась? В 1970-е мой дед серьезно заболел. В то время группа была не так велика, как сейчас. Дед оказался практически на грани смерти, а у него уже были дети. И он решил продать часть своего капитала Sanofi, чтобы семья [в случае его смерти] не осталась без денег. Продал два пакета – 39% в Le financier и еще 45% в группе напрямую. Отношения между нами и Sanofi были очень сердечные. Но в 1999 г. произошло слияние Sanofi с Synthélabo – подразделением нашего конкурента L’Oreal. И у нас с Sanofi возник конфликт интересов. Он продолжался четыре года, с 1999 по 2003 г., и в конце концов мы выиграли. Мы выкупили у Sanofi 45%-ную долю в нашей группе. Сегодня наша семья прямо и косвенно контролирует в общей сложности 77% группы, и теперь все в порядке. А Sanofi – миноритарный акционер в обществе, которое владеет миноритарным пакетом группы Yves Rocher. Это не очень интересно для России.

– Вовсе нет, это очень интересно для корпоративной истории! Для меня вообще было сюрпризом, что между Yves Rocher и Sanofi есть какая-то связь.

– Фактически сегодня Sanofi – спящий акционер, они пассивны и не играют роли в деятельности группы, да и нам от них ничего не нужно. Но даже когда мой дед решил продать долю в бизнесе Sanofi, контроль он сохранил. И контроль всегда остается за нами.

– Сейчас в группу Yves Rocher входят не только косметические компании – к примеру, марка товаров для дома Stanhome Kiotis, марка детской одежды Le petit bateau... Планируете ли вы и дальше диверсифицировать портфель активов?

– Вы имеете в виду новые приобретения? Почему бы и нет. Это будет зависеть от возможностей. Пока ничего не покупаем, но, если возможность появится, посмотрим.

– И в каком направлении будете смотреть?

– В косметическом. Хотим инвестировать в косметические компании.

– А российские косметические марки вас интересуют?

– Нет, сейчас мы не выкупаем российские марки, я на эту тему не думал. Марка Yves Rocher очень сильно представлена в России, что позволяет нам развивать там и другие наши бренды. Например, одна из наших косметических марок – Doctor Pierre Ricaud вышла на российский рынок и демонстрирует прекрасный рост. Мы собираемся инвестировать в этот бренд.

Le petit bateau на сегодня представлена в нескольких магазинах, но я считаю ее стратегически важной для России, поскольку она развивается очень сильно. В общем, вместо того чтобы приобретать российские марки, мы собираемся развивать наши собственные, уже существующие. И потом, марке Yves Rocher надо продолжать завоевывать долю рынка. В прошлом году у нас было 202 магазина, а к концу этого года, как ожидается, будет 230. Нужно продолжать инвестировать в интернет, в рекламу. И в особенности инвестировать в наши бренды, чтобы пользоваться преимуществами растущего российского рынка.

– Насколько я понимаю, вы не сразу захотели работать в семейном бизнесе и вообще собирались стать музыкантом. А дед как-то пытался заинтересовать вас?

– Да, поначалу, в юности, у меня не было желания работать в компании, и я вообще об этом не думал. Я немного занимался музыкой, и музыка меня действительно интересовала, когда мне было 15. Но после смерти отца, когда мне было 16, я сам принял решение работать в семейной компании – по соображениям семейной преемственности. Мой дед создал это предприятие, мой отец им управлял... И вот в силу преемственности я оказался естественным образом вовлечен в дела компании. Начал работать здесь в 16 лет, это оказалось заразительным, понемногу я втягивался и вот дорос до президента группы. Но решение, что я хочу работать в компании, было полностью моим.

– Как строятся отношения между членами семьи Роше в том, что касается управления компанией?

– О, у нас отличные отношения! У нас очень крепкая, дружная, спаянная семья. Все прекрасно.

– А ваша компания открыта для других миноритарных акционеров, помимо Sanofi?

– Нет-нет. Нам и самим вполне хорошо (улыбается).