Аналоговая политика: Не читал, но осуждаю


В преддверии выборов растет число «экспертов», критикующих проект создания в России электронного правительства, но при этом явно не разбирающихся в предмете критики. В газете «Ведомости» от 17.08.2011 была опубликована авторская статья Владимира Милова «Публичная политика: аналоговая Россия». В ней автор приходит к выводу, что проект создания электронного правительства провален и связано это в первую очередь с тем, что его создание на самом высоком уровне поручено... компании «Ростелеком». В доказательство приводятся некие сведения из СМИ, препарированные выдержки из заключений Счетной палаты и т. д.

Если посмотреть на аргументы автора по существу, то становится очевидно, что при написании гневной статьи он просто не захотел или не смог ознакомиться с работой того, что называется электронным правительством, не прочитал документы, определяющие цели и задачи, которые ставились перед «Ростелекомом» на каждом этапе реализации этого проекта.

Каждый, кто видел эти документы и полученные результаты, мог убедиться, что все работы по созданию электронного правительства ведутся в строгом соответствии с графиком и говорить о провале, мягко говоря, странно. Введен в эксплуатацию единый портал государственных и муниципальных услуг, через который граждане могут заказать и получить услуги того или иного ведомства. Развернута инфраструктура доступа – порталом можно пользоваться с любых устройств, в том числе с обычных или планшетных компьютеров, мобильных телефонов, «инфоматов» – специально разработанных устройств для публичного доступа к электронному правительству. Сотни тысяч граждан через портал www.gosuslugi.ru подают необходимые документы и уже получают паспорта, оплачивают свои штрафы за нарушение правил ГИБДД, получают выписки и контролируют свои счета в Пенсионном фонде РФ и т. д.

В полном соответствии с федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210 создана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая позволяет с 1 октября 2011 г. всем заинтересованным ведомствам обмениваться информацией в электронном виде напрямую. Слово «заинтересованный» является ключевым, поскольку заставить министерства и ведомства использовать СМЭВ, если они сами этого не хотят или своевременно не предприняли необходимые для этого шаги, «Ростелеком» не может.

Весь этот колоссальный объем работ был сделан командой разработчиков из «Ростелекома» и десятков IT-компаний, собранных со всей страны, по сути, за два года и за 3,5 млрд руб., из которых только 2 млрд были предоставлены из бюджета, а остальные вложены «Ростелекомом». За семь лет, предшествовавших передаче проекта в «Ростелеком», было потрачено 18 млрд руб., но, несмотря на это, в стране не появилось даже общих очертаний единого электронного правительства, а колоссальные средства были потрачены на огромное количество научно-исследовательских работ, большинство из которых оказались бесполезными.

Для сравнения можно привести примеры Эстонии и Сингапура, где создание инфраструктуры электронного правительства обошлось в $1,5 млрд и $15 млрд соответственно.

При этом создаваемая «Ростелекомом» система электронного правительства развивается на базе самых современных облачных технологий. Даже в развитых странах использование аналогичных решений для предоставления госуслуг начнется только через несколько лет: в Евросоюзе к 2012 г. планируется только принять единую концепцию создания такой системы, а в США планируется осуществить переход на такую систему только через три года.

Переход на облачные технологии более чем оправдан. Это позволяет в десятки раз сократить расходы бюджетов всех уровней на создание необходимой инфраструктуры и в разы сократить сроки разработки и внедрения соответствующих систем в эксплуатацию. Следующим этапом развития системы станет перевод на облачные технологии новых прикладных услуг и сервисов в медицине, образовании, ЖКХ и даже в работе экстренных служб, таких как службы спасения.

Неверно говорить о том, что электронное правительство в России лишено недостатков. Нам еще очень много предстоит сделать и на уровне «Ростелекома» как исполнителя, и на уровне министерств и ведомств, многие из которых раньше не уделяли этому вопросу должного внимания, несмотря на большие средства, выделяемые на информатизацию. Еще больше предстоит сделать на уровне регионов и муниципалитетов. Важным вопросом, требующим решения, является информирование граждан, а по сути – обычная реклама электронного правительства.

Мы приветствуем аргументированную критику достигнутых результатов, любую помощь, которая позволит нам сделать нашу работу лучше. Но, как и в любом другом непростом деле, хотелось бы слышать критику от людей, хотя бы потрудившихся ознакомиться с предметом вопроса. А мне кажется, что среди более чем миллиона пользователей портала госуслуг господина Милова нет.