Найти владельца

Владельцев депозитарных расписок принуждают раскрыться. Иначе они не получат дивиденды

Закон может затронуть, например, одного из крупных акционеров «Норникеля», владельца 8,06% акций. Сам «Норникель» настаивает, что эти бумаги (были в виде ADR) купил трейдер Trafigura, но тот в своих отчетах не отражает эту сделку, сообщала FT. UC Rusal (владеет 25,13% «Норникеля») подозревает, что пакет был приобретен в интересах крупнейшего акционера компании – «Интерроса» Владимира Потанина («Интеррос» это опровергает). Представители «Норникеля» и UC Rusal на вопросы не ответили. Их коллега из «Интерроса» сказал лишь, что для холдинга проблемы, поднятые в законопроекте, неактуальны.

Хотите получать дивиденды и осуществлять права по бумаге – будьте любезны, раскройтесь, кто вы. Не хотите раскрываться – довольствуйтесь рыночным ростом котировок», – предупредил инвесторов замруководителя ФСФР Александр Синенко, выступая в Госдуме (цитата по «Интерфаксу»). Вчера депутаты приняли во втором чтении пакет поправок в закон об АО, которые обязывают владельцев депозитарных расписок раскрывать компаниям информацию о себе. Иначе они не получат дивиденды и не смогут голосовать на собраниях акционеров.

Бенефициары расписок могут скрываться за номинальными держателями. Владельцами же акций числятся банки. Они получают дивиденды, а потом распределяют их между конечными бенефициарами. А те направляют банкам инструкции, как голосовать.

Мера должна способствовать развитию российского рынка: вырастет относительная привлекательность акций, торгуемых на российских площадках, говорит директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков. По очень приблизительным оценкам, около 10–25% акционерного капитала крупных российских компаний контролируется через расписки, продолжает он.

Такие требования противоречат смыслу самого механизма расписок, говорит председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, это попытка получить информацию о конкретных акционерах. Поправки могут существенно упростить госконтроль, отмечает партнер White & Case Григорий Чернышов: с помощью расписок можно обходить нормы закона о доступе иностранцев в стратегические отрасли и антимонопольного законодательства. Информация о реальных владельцах расписок может помочь и в защите прав миноритариев – например, представитель владельца расписок не сможет голосовать по сделкам с заинтересованностью, говорит Михаил Малиновский из «Линии права».

Реализовать норму будет трудно, замечает Чернышов: банк должен будет собирать данные о владельцах за рубежом, а их может быть очень много. Не всегда удастся найти реального владельца, ведь может быть цепочка номинальных держателей расписок, замечает Осколков.