Вектор
Угроза для лидера
Позиции крупнейшего в мире производителя компьютерных микропроцессоров Intel слабеют. Несколько лет назад стало очевидно, что Intel не удается стать основным поставщиком чипсетов для стремительно набирающего популярность класса мобильных устройств – нетбуков и планшетных компьютеров. Apple, а вслед за ней и еще ряд производителей предпочли чипсетам Intel Atom продукцию Arm Holding. А вчера стало известно, что второй в мире (после IBM) производитель серверов – американская Hewlett-Packard (HP) начнет с 2012 г. собирать серверы на базе микропроцессоров Arm. От сотрудничества с Intel HP тоже не отказывается, но теперь Intel вынуждена будет конкурировать и в сегменте, где ее позиции до недавних пор казались очень прочными. У Intel еще остается надежный тыл – сегмент традиционных настольных ПК и ноутбуков, где у нее убедительное преимущество перед основным конкурентом – AMD (доли компаний на глобальном рынке во II квартале 2011 г. составляли, по данным IDC, 79,3 и 20,4% соответственно). Но массовый рынок все больше интересуется мобильными устройствами вроде планшетников, и в перспективе двух-трех лет востребованность микрочипов для классических ПК наверняка уменьшится. Недаром Intel забеспокоилась. Например, недавно она договорилась с Google об использовании чипов Intel в мобильных устройствах на базе операционной системы Google Android.
Железная дорога отступает
Доля грузовых и пассажирских перевозок автотранспортом будет расти, а вот железнодорожных перевозок – снижаться. Такой прогноз сделал вчера вице-президент «Лукойла» Вадим Воробьев. Этому будет способствовать, с одной стороны, рост автомобилизации населения, ведь Россия значительно отстает от развитых и даже некоторых развивающихся стран по числу автомобилей на душу населения, а с другой – повышение скорости пассажирских поездов, что зачастую приводит к вытеснению грузовых, как это произошло на направлении Москва – Санкт-Петербург, объясняет он.
Это уже происходит. Например, на автотранспорт переходят сельхозпроизводители: оказывается, зачастую даже на полторы-две тысячи километров везти зерно грузовиками выходит дешевле и удобнее. Постепенно сокращает перевозки по железной дороге и UC Rusal – компания делает выбор в пользу других видов транспорта, где это возможно. Из-за случившегося в сети железных дорог коллапса вот-вот повезут грузовиками уголь и металлурги. Последнее, конечно, крайний пример. Но доля железнодорожного транспорта вполне может сократиться: это в советские времена по «железке» выгодно было возить все подряд, теперь ситуация изменилась – значит, изменятся и привычки.
Комплексы не помогают
Авиакеросин в Москве становится дороже, чем в Европе. Вчера вице-премьер Игорь Сечин в очередной раз заявил, что повышение цен связано исключительно с монополизмом топливно-заправочных комплексов (ТЗК) – «объективных причин для роста» нет и поэтому необходимо строить альтернативные ТЗК во всех российских аэропортах с трафиком более 2 млн человек в год.
Но жизнь показывает, что альтернативные ТЗК не всегда помогают от роста цен. В июне 2008 г. керосин тоже подорожал, и правительство тоже решило бороться с монополизмом. С тех пор альтернативные ТЗК построены, например, в «Домодедово» и «Шереметьево» – 2–6 ноября в этих аэропортах керосин подорожает на 20–22%. А вот во «Внуково» до сих пор всего один ТЗК. И там керосин подорожает лишь на 7%.
Бесплатный сыр для рекламодателя
Еще недавно социальные сети громко обвиняли в том, что они зарабатывают деньги на бесплатном труде миллионов пользователей. Социальные сети настаивали тогда, что приносят пользу: предоставляют возможность людям общаться, находить новых друзей и восстанавливать старые связи. Но, как оказалось, не только социальные сети могут «бесплатно использовать чужой труд»: рекламодатели научились совершенно безвозмездно использовать доступ к огромной аудитории социальных сетей, не платя ни цента. По данным исследовательской компании comScore, на крупнейших рекламодателей приходится менее 15% объявлений в американской части Facebook, а большую часть доходов ей приносят небольшие компании. Бренды с мировым именем предпочитают раскручиваться на Facebook бесплатно, используя вирусный маркетинг, выяснила comScore. Зачем тратить деньги на объявления, если пользователи и так растиражируют страницу компании, стоит ее сделать по-настоящему интересной? Получается, теперь соцсети помогают рекламодателям общаться с клиентами – бесплатно. Вряд ли они рассчитывали стать такими бескорыстными.