Абдель Рахим аль-Киб: «Это демократия в действии», - Абдель Рахим аль-Киб, премьер-министр Ливии

В день, когда операция НАТО в Ливии официально окончилась, страна получила нового премьер-министра. Этому назначению не помешал тот факт, что без малого 40 лет Абдель Рахим аль-Киб редко навещал родину, живя в США и ОАЭ. В Ливию он вернулся лишь в августе этого года
Reuters

Прежний премьер-министр Национального переходного совета Ливии Махмуд Джибриль подал в отставку по ряду причин. Исламисты обвиняли его в том, что для мусульманского государства он слишком мирской человек. Ему ставили в вину и то, что большую часть восьмимесячной войны он провел, разъезжая по зарубежным командировкам и формируя западное мнение в пользу восставших. Не шел ему на пользу и тот факт, что при режиме Каддафи он был экономическим советником. Наконец, Джибриль сам когда-то объявил, что покинет свой пост, как только с режимом Каддафи будет покончено. 31 октября было объявлено имя его сменщика.

Новая власть

Национальный переходный совет был сформирован в феврале этого года. Его цель, как было заявлено, – «сформировать политическое представительство революции». В марте совет объявил себя «единственным представителем всей Ливии». Совет возглавил Мустафа Мухаммед Абдель Джалиль, бывший министр юстиции при Каддафи, а исполнять обязанности премьер-министра стал Махмуд Джибриль. Франция первой признала совет как законную власть Ливии. К 21 августа, когда повстанцы заняли Триполи, уже 35 стран признавали легитимность совета. Сейчас это число перевалило за 100.

«Он просто националист»

Члены национального переходного совета характеризуют аль-Киба как спокойного и дружелюбного человека. Он считается благочестивым умеренным мусульманином, пишет The Wall Street Journal. Коллеги называют его технократом, весьма умным и харизматичным. «Он не принадлежит ни к одной идеологической фракции. Он просто националист», – сказал The Washington Post Абдуразаг Мухтар. Аль-Киб будет управлять страной до июня следующего года, когда состоятся выборы в парламент. До 23 ноября он должен сформировать правительство. По данным The Wall Street Journal, аль-Киб планирует, что в его правительство войдет как минимум 70 членов. Его предшественник Джибриль планировал довести состав кабинета до 120 человек, включив туда представителей не только основных регионов страны, но и основных социальных слоев: женщин, молодежь, военных и т. д., пишет издание.

Ливия

Население – 6,56 млн человек. ВВП (2010 г., с учетом паритета покупательной способности валюты) – $90,8 млрд. Доход бюджета от экспорта нефти – $42,3 млрд. Инфляция (декабрь 2010 г. к аналогичному периоду прошлого года) – 2,53%. Доказанные запасы – 46,4 млрд баррелей нефти и 55 трлн куб. футов газа. Добыча (2010 г.) – 1,65 млн барр. нефти и 562 млрд куб. футов газа в день. Экспорт (2010 г.) нефти – 1,5 млн барр. в день, 85% этого объема потребляется европейскими странами. Доходы госбюджета (2010 г.) – 56 млрд динаров ($44,16 млрд), расходы – 48 млрд динаров ($37,9 млрд). Источник: МВФ, МЭА

Прощай, оружие

При разоружении повстанцев никто не собирается силой забирать у них оружие, уверяет премьер-министр аль-Киб. «На разоружение потребуется некоторое время – примерно несколько месяцев, и я надеюсь, что этот процесс успеет завершить еще переходное правительство», – заявил он. ИТАР-ТАСС

ЛЮБОЙ МОЖЕТ СТАТЬ ПРЕМЬЕРОМ

На должность нового премьер-министра прочили министра нефти Али Тархуни, получившего образование в США, пишет Financial Times. Но за него отдали голоса всего три члена Национального переходного совета из проголосовавшего 51, а за аль-Киба – 26. Среди мало чем известных членов Национального переходного совета аль-Киб – один из самых малоизвестных, пишет Financial Times. Пресс-секретарь Национального переходного совета даже не смогла предоставить Reuters подробную биографию свежеизбранного главы правительства (хотя тот не первый день был членом совета) и отшутилась, что в новой Ливии все настолько равны, что никому не известный человек запросто может стать премьер-министром.

Из-за опасений ливийских политиков перед приходом харизматического аристократа, способного отобрать большую часть власти, как раз малозаметность аль-Киба могла принести ему победу, отмечает Financial Times. Теперь главное – чтобы у аль-Киба хватило харизмы, дабы удержать в повиновении центральному правительству различные вооруженные формирования, возникшие в Ливии в ходе борьбы с режимом Каддафи. Тем более что они и так периодически отказываются слушаться центра. Аль-Кибу нужно продержаться всего восемь месяцев, пока в стране не пройдут выборы в парламент и не будет назначен новый премьер.

ВВС также называет аль-Киба компромиссным кандидатом, который, как ожидается, сможет сгладить трения между членами Национального переходного совета по крайней мере в ближайшие восемь месяцев до выборов. Пока что ему удавалось поддерживать хорошие отношения практически со всеми членами Национального переходного совета. К тому же он из Триполи, что успокоит тех недовольных столичных жителей, кто ворчал, что слишком долго страной управляют из восточного Бенгази, говорит корреспондент ВВС в Ливии Катя Адлер. Национальный переходный совет часто критикуют за внутренние противоречия и разобщенность, отмечает Reuters. Правда, аль-Киб склонен видеть в этом только плюсы: «То, что вы видите внутри переходного совета, является демократией в действии. Это внове для нас в Ливии. Это демократия в действии».

АМЕРИКАНСКИЙ СТУДЕНТ

Аль-Киб родился в 1950 г. в Триполи. Он выходец из зажиточного рода из Сабрата – древнего города-порта в 70 км от Триполи. Аль-Киб окончил Университет Триполи в 1973 г. Там он впервые столкнулся с реалиями режима Каддафи. «[Каддафи] начал уничтожать всех несогласных без разбора. Мой друг, тоже студент, был повешен прямо на территории университета [в 1973 г. за то, что] он, его звали Мухаммад Хифа, одним из первых начал критиковать режим, – рассказывал аль-Киб в интервью газете «Московские новости». – Это был первый такой случай, а потом последовало еще много».

Аль-Киб покинул Ливию, чтобы обучаться в Университете Южной Калифорнии (окончил в 1976 г.). В 1984 г. он получил степень доктора философии в Университете Северной Каролины. В 1985 г. стал старшим преподавателем по электрической инженерии Университета Алабамы в Таскалусе. Эта должность, которая по-английски дословно звучит «помощник профессора», подразумевает большую, чем у профессора, но менее престижную учебную нагрузку (вводные курсы, практические занятия и т. д.). Часто на этой должности можно работать около 10 лет, после чего следует увольнение или повышение. Аль-Киб в 1996 г. стал профессором. У него до сих пор двойное гражданство – США и Ливии, утверждает The Washington Post.

В 1999–2001 гг. он работал в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) директором подразделения по инженерии в области электричества, электроники и информационных технологий Американского университета Шарджа (эмират и город в составе ОАЭ). Собственно, он и создавал это подразделение. Потом вернулся в Университет Алабамы, где преподавал до 2005 г. Один из студентов охарактеризовал его Reuters как «настоящего джентльмена».

После теракта 11 сентября 2001 г. аль-Киб стал спикером мусульманской общины, доносившим ее мнение до жителей города Таскалусы, пишет Associated Press. Так, в январе 2002 г. он держал речь в христианском соборе Таскалусы, объясняя собравшимся ценности ислама и позицию по отношению к террористам. Его старый друг Мирза Бек рассказал агентству, что в конце 1990-х гг. аль-Киб помог собрать средства для открытия исламского центра в городе, рядом с футбольным полем университета. «Он был движущей силой всего, – вспоминал Бек, работавший химиком в программе по исследованию подземных вод в Алабаме. – У некоторых людей есть дар менеджера. Он собирал пожертвования друзей, горожан, людей с Ближнего Востока – отовсюду». Бек признает, что знал о политических амбициях аль-Киба. Но хотя западная пресса называет аль-Киба диссидентом, Бек вспоминает, что они редко говорили о Ливии: «Причина проста. Это была диктатура, и ему было не очень комфортно говорить о ней – ведь его многочисленная семья по-прежнему жила в Ливии».

И КОНСУЛЬТАНТ, И БИЗНЕСМЕН

В последнее время аль-Киб возглавлял отделение электротехники в Институте нефти в ОАЭ, на сайте этого института он до сих пор значится на этой должности. Помимо преподавания он занимался и консультационной деятельностью – например, оказывал услуги Alabama Power Company и Southern Company Services.

В дополнение к основной нагрузке успевал он и работать в руководящих органах нескольких организаций – от совета директоров Арабского фонда науки и технологий (2001–2007 гг.) и совета по науке и технологиям Арабского банка развития до Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE, выпускает собственные стандарты для электроники), консультативного совета Mеждyнародного жуpнала инновaций в энeргeтикe (IJESP) и редакционного совета Корейского института инженеров-электротехников (KIEE).

«Он бизнесмен, хотя и предпочитает подчеркивать свои научные достижения, – говорит корреспондент телеканала France 24 в Ливии Матье Мабэн. – Он гордится своими обширными связями за пределами Ливии, особенно в Европе, и это будет преимуществом в переговорах с представителями международного сообщества». Но ссылок на компании, принадлежащие аль-Кибу, практически нет. Только AFP знает, что в 2005 г. он основал в Ливии International Company for Energy and Technology.

Ливийский журналист Салех Саррар писал, что аль-Киб оказывал всяческую поддержку ливийскому подполью – и своими знаниями, и связями, и деньгами. The Wall Street Journal утверждает, что аль-Киб координировал этим летом усилия подпольщиков Триполи по борьбе с Каддафи, а в конце августа, когда столица пала, лично приехал в Ливию. Он успел поработать членом Национального переходного совета. Он входил в антикризисную команду, пытавшуюся восстановить жизненно важные объекты инфраструктуры в Западной Ливии, пишет Financial Times, в частности, налаживал водоснабжение Триполи, прерванное после захвата этого города повстанцами в августе. Источники газеты утверждали, что либо верные Каддафи войска перекрыли водопровод в районе Сабха, откуда в столицу поступала вода, либо коммуникации были разрушены в ходе боев. В произошедшем аль-Киб тут же обвинил Каддафи, не предусмотревшего, что инфраструктура может быть серьезно повреждена. «Просто удивительно отношение прошлого режима к подобным проблемам. У них не было программ кризис-менеджмента ни для чего», – заявил аль-Киб.

ИЗЪЯТЬ ОРУЖИЕ И ПОДНЯТЬ ЭКОНОМИКУ

Правда, программа самого аль-Киба пока не очень ясна. Стоящие перед аль-Кибом задачи кажутся неразрешимыми, пишет The Washington Post: от проблемы изъятия десятков тысяч единиц оружия, оказавшихся в руках у населения, до необходимости стимулировать рост экономики. «Этот переходный период [до выборов] полон своих вызовов. Одна из вещей, которые мы намерены делать, – работать в тесном контакте с Национальным переходным советом и прислушиваться к народу Ливии», – сказал аль-Киб после того, как было объявлено о его избрании. «Основной упор в своей программе аль-Киб сделал на стабильности страны и, конечно, на безопасности и военной сфере, которая будет отдана под контроль <...> министерству внутренних дел, – рассказал AFP глава комитета Национального переходного совета по политическим вопросам и международным отношениям Фатис Бая. – Он также пообещал удовлетворить базовые потребности ливийского народа».

Также аль-Киб поспешил успокоить западные нефтяные компании, опасающиеся за свои контракты в Ливии. «Мы понимаем, что 42 года были проведены под властью жестокого диктатора <...> и беспокойство в порядке вещей. Но от него не останется и следа», – заявил он.

«Аль-Киб был здесь достаточно долго, чтобы понять, что необходимо улучшать, – в отличие от Махмуда Джибриля, который приезжал в Ливию как гость и никогда не оставался здесь надолго», – говорил Associated Press член Национального переходного совета Мохаммед аль-Харизи. Аль-Киб может прийтись по нраву и Западу, пишет Associated Press, в сложное время, когда доклады правозащитников о бесчинствах революционных отрядов и видеозапись надругательства над телом Каддафи сбили глянец с революции в Ливии.