Михаил Василенко может покинуть пост гендиректора «Шереметьева»

До конца года может лишиться поста гендиректор аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко. У Минтранса уже есть замена – совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев
С.Портер

О грядущей отставке Василенко «Ведомостям» рассказали человек, близкий к Минтрансу, чиновник Минэкономразвития и человек, близкий к совету директоров «Аэрофлота». «Есть понимание, что Василенко уходит из «Шереметьево», но новая кандидатура не обсуждалась», – говорит чиновник Минэкономразвития.

Международный аэропорт «Шереметьево»

Акционер – Росимущество (100%). Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 8,56 млрд руб., прибыль – 784,9 млн руб.

Аэропорт «Внуково»

Акционеры: департамент имущества Москвы – 75% минус 1 акция, «Внуково-инвест» – 25% плюс 1 акция. Финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 1,19 млрд руб., прибыль – 145,8 млн руб.

Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова сказал, что документов об отставке Василенко нет и совещаний тоже не было. Человек, близкий к «Шереметьево», объяснил, что вопрос обсуждается устно.

В Минтрансе комментировать сведения об отставке Василенко не стали. Человек, близкий к Минтрансу, объясняет, что эффективность Василенко как менеджера снизилась. Сотрудник одной из крупнейших авиакомпаний России считает, что дело в перегруженности «Шереметьево» и недовольстве авиакомпаний. Проблему не решит даже строительство – за 22 млрд руб. – третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП), которое лоббирует нынешнее руководство «Шереметьево».

«Необходимость третьей ВПП неочевидна, – полагает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. – В перегруженном московском небе при нынешней системе управления воздушным пространством ее строительство неэффективно». Сотрудник авиастроительной компании считает, что положение Василенко усугубило недопонимание с «Аэрофлотом».

Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в марте 2011 г. пожаловался в правительство, что «Шереметьево» перегружено, и просил перевести авиакомпании, не входящие в группу «Аэрофлота» и в альянс Sky Team, в другие аэропорты. В октябре чиновник Минтранса признал это целесообразным и сообщил, что остальные компании перейдут во «Внуково». Но менеджмент «Шереметьево» заявил, что продолжит сотрудничество со всеми, в том числе и с конкурентом «Аэрофлота» – «Трансаэро» (10% всех рейсов «Шереметьево»).

Сейчас сотрудник «Шереметьево» признает, что в 2012 г. аэропорт может и не предоставлять растущим авиакомпаниям новые слоты.

Синицкий считает, что объективных причин для критики Василенко пока нет: производственные показатели «Шереметьево» говорят, что Василенко – эффективный менеджер.

«Но государство, которое станет акционером «Внуково», должно решать проблемы не только «Шереметьево», но и недозагруженного «Внуково», – полагает Синицкий.

Претендент на должность Василенко – заместитель гендиректора и совладелец «Внуково» Виталий Ванцев. Его кандидатура предварительно одобрена Минтрансом, знают два человека, близких к министерству и «Аэрофлоту». О переговорах Минтранса и Ванцева знает и сотрудник «Внуково». Связаться с Ванцевым не удалось – он в отпуске.

Василенко сейчас тоже в отпуске – накопился за пять лет работы в «Шереметьево», его необходимо отгулять по закону, говорит сотрудник аэропорта. Василенко заявил «Ведомостям», что ему о планах Минтранса не известно, и рекомендовал обращаться к собственникам «Внуково» и «Шереметьево».

Олег Пантелеев из «Авиапорта» полагает, что назначение Ванцева может рассматриваться Минтрансом потому, что доля «Внуково-инвеста», подконтрольного Ванцеву (25% плюс 1 акция ОАО «Внуково» и 75% минус 1 акция ОАО «Международный аэропорт «Внуково»), после объединения с «Шереметьево» будет размыта. Если Ванцев возглавит объединенный аэропорт, то сможет обеспечить комфортные условия слияния.

Главный юрист ИГ «Русские фонды» Павел Баранов говорит, что, поскольку главным акционером единого аэропорта будет государство, оно сможет провести кандидатуру Ванцева специальной директивой.