Игроки: Беларусь: покупать существующее или строить новое?

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

«АргументЪ»

Юридическая группа. Старший партнер – Денис Алейников, партнеры – Дмитрий Матвеев и Андрей Козик. Специализируется на правовом сопровождении инвестиционных проектов в Республике Беларусь. Среди клиентов British American Tobacco, British Telecom, McDonald’s, ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Беллакт».

В Беларуси иностранному инвестору сегодня гораздо интереснее инвестировать в проекты greenfield (новые проекты) через инструменты инвестиционных договоров с государством (специальный вид договора), чем в объекты приватизации.

Приватизация

Основным тормозом приватизации на текущий момент являются глубоко разные ценовые ожидания государства и инвестора. Итог разницы в ценовых подходах четко виден как в сегменте плановых приватизационных сделок, так и в сегменте голубых фишек — сделок практически нет.

До недавнего времени в сегменте плановых сделок организованные Госкомимуществом для продажи госпакетов акций аукционы и конкурсы в основной своей массе не имели даже заявок от инвесторов. Спрос возник только после девальвации белорусского рубля. С апреля этого года по настоящее время доллар укрепился к белорусскому рублю почти в три раза. При этом до октября переоценка госпакетов акций, выставленных на продажу, не производилась. Как итог — резко пошли продажи.

Что касается флагманов экономики, то их в стране не много, и это объясняет желание государства продать пакеты акций дороже, чем «очень дорого», и за валюту. Например, госдоля в белорусском ООО «Мобильные телесистемы» в размере 51% уставного фонда оценена в $1 млрд. Реализовать за такие деньги преимущественное право приобретения доли второй участник — российское ОАО «МТС» — отказался. Не выявила потенциальных желающих приобрести долю за такие деньги и предаукционная презентация актива, проведенная для потенциальных инвесторов 12 октября в Минске.

В качестве хорошего примера преимущества инвестирования с нуля посредством заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь можно привести следующий. ОАО «Беларуськалий» было оценено государством в $30 млрд. Велись переговоры с потенциальными покупателями из разных стран. Учитывая твердую позицию государства в области цены, до совершения сделки с пакетом акций дело не дошло (что и оправданно). При этом инвестор, желающий делать greenfield в сфере добычи хлоркалия, нашелся. Государство подписало инвестиционный договор на создание второго калийного комбината в Беларуси с GMC Global Energy plc. Плановая сумма инвестиций в реализацию проекта — $1,5 млрд.

Сейчас инвестиционные проекты greenfield в сфере разработки недр являются одним из основных направлений инвестиционной политики государства. Объявлен конкурс по выбору инвестора для Петриковского месторождения калийных солей. Прорабатывается вопрос передачи инвесторам в разработку месторождений железной руды и других полезных ископаемых.

Быстро развивающимся и перспективным направлением для инвестирования сейчас является также сфера транспортно-логистической деятельности. Соседство с Европой, вступление в Таможенный союз и принятие государственной программы развития логистической системы на период до 2015 г. предопределили инвестиционный всплеск в этом сегменте. Сейчас реализуется 41 инвестиционный проект в области создания транспортно-логистических центров.

Обращает на себя внимание и разница в «сопутствующих пакетах» для инвесторов, делающих greenfield и приобретающих объекты приватизации. Приобретая приватизационный актив на конкурсе, инвестор получает в нагрузку пакет «соцобязательств» по развитию предприятия, большинство из которых, мягко говоря, экономически невыгодны — например, обязанность предоставить предприятию долгосрочный заем под 1% годовых.

Новые проекты

Инвестирование с нуля через заключение инвестиционного договора с государством, наоборот, предоставляет инвестору пакет специальных льгот. Среди стандартных льгот, предусмотренных декретом № 10 президента республики для участников инвестдоговоров, можно отметить следующие: освобождение оборудования, ввозимого для реализации инвестпроекта, от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС, освобождение деятельности инвестора от ряда налогов (сборов), предоставление земельного участка без проведения аукциона на право заключения договора аренды и др.

Если инвестиционный договор заключается между инвестором и правительством по согласованию с президентом, инвестор вправе претендовать на индивидуальные льготы для своего проекта. Если проект серьезный, то практические пределы этих льгот ограничиваются только полетом фантазии инвестора. Например, можно ставить вопрос о неприменении к деятельности по проекту отдельных норм законодательства (в сфере лицензирования, сертификации, контроля) или просить о разработке нового законодательства — «под проект».

Так, китайская компания Beijing Uni-Construction Group Co Ltd., подписавшая инвестиционный договор с Беларусью на строительство гостиницы «Пекин» в Минске, получила право производить проектирование и строительство объектов с учетом законодательства и технических нормативных правовых актов Китая. При этом приемка объектов в эксплуатацию также будет осуществляться Главным городским департаментом контроля и надзора за безопасностью и качеством строительства Пекина.

Отдельно стоит отметить земельный вопрос. С 1.01.2012 в Беларуси начинает работать в штатном режиме процедура продажи земли в собственность юридических лиц. Организации, основанные полностью на иностранном капитале, но зарегистрированные в Беларуси, смогут приобрести землю в собственность для реализации инвестиционных проектов или для обслуживания уже имеющихся у них зданий/сооружений. Цена земли для собственников зданий/сооружений будет определяться как 70% кадастровой стоимости земли минус затраты, понесенные на благоустройство участка.