В главных ролях: Карта недооцененных и проблемных активов

А1

Инвестиционная компания. Входит в консорциум «Альфа-групп». Выручка за 2010 г. – $120 млн. Стоимость активов под управлением – $1,7 млрд. Специализируется на инвестициях в недооцененные рискованные активы. Среди проектов авиаперевозчик-дискаунтер «Авианова», сеть универсамов «Белмаркет» (Беларусь), сеть кинотеатров «Кронверк синема», автодилер «Независимость», системный интегратор «Систематика».

Поиск приоритетных отраслей и конкретных объектов для инвестирования – процесс достаточно трудоемкий. Мы, конечно, не имеем сейчас в виду ситуацию, когда к вам приходит ваш хороший знакомый и приводит своего хорошего знакомого, владельца заводов, газет, пароходов, который просит вас – конечно, не бесплатно – помочь ему в решении проблем, в которые совершенно внезапно угодило его в целом перспективное и процветающее предприятие. Это идеальный случай, жаль только, бывает такое нечасто. Для того чтобы не зависеть от подобных капризов фортуны, инвестиционная компания «А1» разработала технологически высокоорганизованный подход к отбору наиболее интересных секторов экономики с точки зрения реализации наших проектов, результатом которого является специализированный индекс инвестиционно перспективных секторов «Индекс А1», ноу-хау нашей компании. Совмещая его с матрицей специальных ситуаций, мы получаем «Карту привлекательности недооцененных и проблемных активов».

Определение объекта для инвестиций проходит в несколько этапов и требует от инвестора четкой ориентации в инвестиционном пространстве. Перед тем как войти в проект, мы всегда отвечаем себе на три вопроса. Во-первых, обладает ли интересующая нас отрасль необходимым потенциалом роста. Во-вторых, где находится точка входа. И наконец, последний по порядку, но не по значению вопрос – каковы должны быть параметры выхода из инвестиционного проекта. Можно даже сказать, что корректное определение «координаты точки выхода» является ключевым звеном в данной цепочке, поскольку мы не стратегические инвесторы, а скорее сервис-агенты при работе с проблемными активами.

1. Итак, шаг первый – определить максимальный потенциал роста отрасли. Как правило, он осуществляется в два этапа.

Первый – это комплексный анализ рейтинга «Топ-500 крупнейших компаний» за 2003–2010 гг. На его основе мы получаем отраслевой список компаний, показавших максимальный рост за период. Например, рейтинг «Финанс-500» дает нам понимание, что лучшая динамика была в продуктовом ритейле, в котором количество предприятий выросло с 5 в 2003 г. до 24 в 2009 г., и фармдистрибуции, где количество компаний увеличилось в 1,5 раза, а выручка – почти в 6 раз: с 60 млрд до 345 млрд руб.

Выделив самые быстрорастущие секторы, на втором этапе мы пропускаем их через более мелкое «критериальное сито», исключая из списка отрасли, в частности, с длинными циклами инвестирования или жестким государственным регулированием. В сферу наших интересов не войдет, например, такой динамично растущий сектор, как транспорт, поскольку наиболее перспективные его игроки – это монополисты, которые контролируются государством, и все основные параметры данной отрасли – нерыночные (авиастроение, судостроение, РЖД), что исключает возможность нашего входа в данный сегмент.

2. Далее мы переходим к шагу номер два, т. е. начинаем искать точки входа.

Для этого мы используем метод мультикритериального анализа, который включает в себя такие показатели, как количество дефолтов в отрасли, количество корпоративных конфликтов, активность M&A и др. На этом этапе мы также начинаем поиск специальных ситуаций в конкретных предприятиях выбранной отрасли. Признаками специальной ситуации могут являться наличие плохих долгов, предбанкротное состояние актива, корпоративные конфликты или, например, слабый менеджмент, который говорит о том, что в компании есть потенциал для наведения порядка.

Совершенно очевидно, что инвестиционная компания не может быть экспертом каждой отрасли экономики, поэтому так важно на этом этапе найти провайдеров, т. е. людей, которые являются признанными специалистами в отрасли и которые затем могут встать во главе эффективной команды менеджеров, взяв на себя операционное управление проектом.

3. И теперь, наконец, можно перейти к завершающему, третьему, шагу – разработке сценариев выхода. На этом этапе нам необходимо найти интеграторов, т. е. покупателей, которые войдут в проект после нас и будут готовы развивать предприятие дальше, интегрируя его в экономику в качестве полноценной рыночной компании. Это могут быть бывшие владельцы, иностранные или российские инвесторы или даже сама «Альфа-групп», которая успешно включает в себя завершенные А1 крупные проекты (например, «Росводоканал» или «Вымпелком»), которые мы в нашей условной классификации называем «Слон».

Переходя от теории к практике, можно сказать, что на основе проведенного системного многоуровневого анализа сегодня мы имеем возможность сделать вывод об инвестиционной привлекательности таких секторов российской экономики, как, например, ритейл во всех его видах, информационные технологии и фармпроизводство.

Нанесение координат

Далее начинается скрупулезная работа по нанесению на нашу карту координат непосредственно тех активов, которые в дальнейшем станут объектом для инвестиций.

Анализ показывает, что проблемные и недооцененные активы существуют в российской экономике вне зависимости от уровня ее стабильности, однако в кризисные моменты их число многократно возрастает. Самый острый вопрос сегодня – «что происходит в мировой экономике?». Это классический отскок после почти двухлетнего роста, который мы наблюдали на рынках с конца 2009 г., или давно предсказанная частью аналитиков вторая волна кризиса, вызванный системными проблемами самых экономически нестабильных стран еврозоны, объединенных «как бы в намекающую» аббревиатуру PIGS? Так или иначе, но в период с июня по сентябрь 2011 г. на фоне опасений наступления рецессии в еврозоне и США, а также в связи с усилением в Китае борьбы с инфляцией и реализацией его планов перестройки экономики на внутренние источники роста индекс ММВБ упал на 23% с 1700 до 1327, что сравнимо с падением на 38% в кризисные июнь – сентябрь 2008 г.; индекс РТС потерял 30% (для сравнения: в кризис было -50%), а курс доллара вырос на 14% с 28 до 32 руб./$, что даже больше кризисных 8,5%.

Совокупность всех этих факторов, увы, не вселяет однозначной уверенности в том, что кризис закончился. И это, как следствие, выводит тему недооцененных и проблемных активов в ряд наиболее актуальных вопросов российского бизнеса.