Упаковать в нано

«Данафлекс-нано» запускает первое в России производство упаковочной пленки с нанокомпонентами. Она должна быть технологичнее и дешевле существующей, обещают инвесторы – «Данафлекс» и «Роснано»

ЗАО «Данафлекс»

Акционеры: 95% – Айрат Баширов, 5% – менеджеры предприятия. Финансовые показатели («СПАРК-Интерфакс,» 2010 г.): выручка – 2,24 млрд руб., чистая прибыль – 46,87 млн руб.

Производство гибкой упаковки с нанокомпозитами для продуктов питания, бытовой химии, косметических средств и кормов для животных будет запущено 11 ноября, рассказал замминистра экономики Татарстана Артем Здунов. ООО «Данафлекс-нано» учредили ЗАО «Данафлекс» (51%) и «Роснано» (49%). Стоимость проекта – 3,146 млрд руб., он создает в республике 353 высококвалифицированных рабочих места. Срок окупаемости инвестиций – семь лет.

«Данафлекс» вложился в инфраструктуру – административный корпус и производственные помещения в технополисе «Химград» общей площадью 17 807 кв. м, а также передал в уставный капитал «Данафлекс-нано» 5 га земли, сообщил Здунов, «Роснано» выделила 1,2 млрд руб. на оборудование. Управляющий директор «Роснано» Дмитрий Пимкин сказал «Ведомостям», что госкорпорация обратила внимание на проект «Данафлекса» после того, как от его команды поступили интересные предложения по применению нанотехнологий в производстве упаковочных материалов.

Первая партия наноупаковки будет выпущена непосредственно во время проведения церемонии открытия в пятницу, сообщил генеральный директор «Данафлекса» Айрат Баширов. Сейчас идут последние подготовительные работы по запуску установки немецкой компании Windmöller & Hölscher, добавил он. «Данафлекс», работающий с 2001 г., является крупнейшим производителем гибкой упаковки в России (доля – 12%), говорит Баширов, предприятие работает в основном на оборудовании Windmöller & Hölscher. «Данафлекс-нано» будет использовать нанокомпозиты американской фирмы Nanocor, а Windmöller & Hölscher будет поставлять нанофидблок, который позволяет работать со слоями, измеряемыми в нанометрах. Мощности производства, по словам Здунова, составят 29 000 т гибкой упаковки в год. В дальнейшем они, по словам Баширова, будут увеличены за счет запуска в январе 2012 г. нанотехнологии фирмы Applied Materials, которая обеспечивает покрытие полимерной основы упаковки оксидом алюминия толщиной 20–50 нм.

По словам Баширова, нанопленку в России никто не делает и не импортирует, поэтому прямых конкурентов у нового производства «Данафлекса» нет. Конкурировать на рынке нанопродукция будет с традиционной гибкой упаковкой. Нанопленка будет дешевле, обещает Баширов. В «Роснано» это подтверждают: «Замена фольги, которая используется сейчас в некоторых видах упаковки, на полимерную пленку с нанокомпозитами позволит снизить конечную стоимость упаковки при сохранении ключевых характеристик».

«Сегодня «Данафлекс» экспортирует свою продукцию в Казахстан и Белоруссию, но мы нацелилась на западноевропейских потребителей, – говорит Баширов. – Стратегия развития предусматривает увеличение доли экспорта с нынешних 4 до 20–30% через 5–7 лет». В Западной Европе цены на упаковочные материалы, по словам Баширова, на 15–20% выше, чем в России, при том что сырье стоит одинаково. Доля оплаты труда в стоимости продукта западного производителя – 25–30%, российского – менее 10%. Эта разница позволит продавать отечественную упаковку гораздо дешевле даже с учетом логистических расходов, считает он. По прогнозам Баширова, в 2012 г. выручка «Данафлекс-нано» составит 3,6 млрд руб.

PCI Films в своем отчете European Flexible Packaging Market 2011 указывает, что в 2010 г. реализация гибкой упаковки в Восточной Европе выросла на 6,2%, в то время как в Западной Европе – на 4,4%. При этом самый высокий прирост (9%) показала Россия, отмечает автор доклада Пол Гастер. Гастер прогнозирует, что рынок гибкой упаковки Восточной Европы в ближайшие 10 лет ждет значительный рост, российский рынок вырастет вдвое. Объем российского рынка гибкой упаковки, согласно различным экспертным оценкам, составляет около $1 млрд, подсчитала аналитик ИК «Финам» Анна Мишутина, объем рынка Западной Европы – примерно $30 млрд.