Деньги и закон: Для РЖД откроется возможность IPO

Goldman Sachs Group

Банковская группа. Основана в 1869 г. В 2010 г. 5-е место в рейтинге североамериканских корпораций по выручке Fortune 500 в сегменте коммерческих банков. Выручка за шесть месяцев 2011 г. – $19,2 млрд. Активы на 30 июня 2011 г. – $937 млрд.

Как и любой другой банковский инвестор, хочу сказать, что решения этих вопросов финансирования находятся в плоскости рынков капитала. Так что, если рассматривать эти возможности сегодня, они все доступны с точки зрения перспектив рынков капитала. Третий вариант (долг с госгарантией. – «Ведомости») сегодня наиболее подходящий, наиболее доступный для РЖД. Я соглашусь с комментариями о том, что есть смысл стать владельцем инвестиционной компании. Такое уже присутствует на рынках капитала. Компания [РЖД] обладает индивидуальностью, и ее хорошо поддерживают инвесторы. Если не принимать в расчет нынешние неурядицы на рынке, мне кажется, что он останется очень глубоким, особенно для железнодорожных компаний.

Еще один момент, который я бы выделил, заключается в том, что возможность инвестировать в российские железные дороги также дает инвесторам возможность напрямую инвестировать в российскую экономику. Это мне представляется очень важным, поскольку РЖД – это оператор и кастодиан сети железных дорог, что открывает доступ к очень привлекательной и растущей экономике.

Последнее, на что я обратил бы внимание, это тот факт, что у упомянутой выше третьей возможности есть и негативная сторона: с точки зрения доступности она не безгранична. Если вы посмотрите на нынешние показатели, то увидите, что капиталовложения растут только если вместе с ними увеличивается кэш-флоу, то есть компания продолжает набирать обороты. Так что должно быть компромиссное решение между введением правильного механизма тарифов, в некоторой степени – государственных субсидий, но в основе, думаю, это должно быть финансирование на рынках капитала.

Хочу отметить, опираясь на то, что сказал Пол [Бастон] относительно рентабельности государственного финансирования по сравнению с тем, что может привлечь сама компания: таким образом изнутри подрывается индивидуальность компании как структуры для инвестирования. Мне кажется, именно об этом нужно задуматься, прежде чем решать, что делать с капиталом. Я знаю, что IPO нынче здесь очень непопулярны, но думаю, что с течением времени в правильных обстоятельствах и эта возможность для РЖД будет открыта.