Деньги и закон: Есть потенциал для повышения тарифов

A.T. Kearney

Консалтинговая компания. Основана в 1926 г. Насчитывает 2800 сотрудников в 38 странах мира. Выручка в 2010 г. – $875 млн.

Государственные субсидии могут быть несистемным решением накопившейся системной проблемы. В долгосрочном же плане ни одна компания не может строить свою деятельность, ожидая постоянных, регулярных субсидий от государства.

Естественно, в будущем основным источником финансирования всех инвестпроектов должен стать тариф. И я поддержу мысль о том, что у нас в стране существует значительный потенциал роста тарифов, который может быть использован. Если вы посмотрите на рентабельность российских отраслевых компаний и сравните их с аналогичными компаниями за рубежом, вы увидите, что наши частные компании зарабатывают немного больше, чем их зарубежные коллеги, и даже с учетом странового риска. Поэтому потенциал для роста тарифов в стране есть. Назовите это инвестсоставляющей, назовите это просто увеличением тарифов, но он должен быть.

Второй момент, связанный с тарифами, – это то, что компания не может привлекать деньги на проекты с 15–20-летним сроком окупаемости, если тарифы ей известны лишь на три года вперед. Пусть это будет минимальный рост, но он должен быть гарантирован на существенно более длительный срок. И еще очень важно – уровень тарифов нужно отвязать от достигнутого уровня затрат.

Тогда два эти инструмента вкупе – долгосрочно прогнозируемое поведение тарифа и отвязка от уровня затрат – позволят высвободить гигантский ресурс повышения эффективности внутри компании. Если здесь посмотреть на зарубежный опыт, то один из способов, который принес максимальный эффект, – закрытие малодеятельных линий. В той же Германии с 1996 г. по настоящий момент закрыто или выведено из эксплуатации 17% инфраструктуры. И это явилось огромным источником дополнительных средств, потому что не надо инфраструктуру содержать. У нас же вопрос закрытия малодеятельных линий – это, скорее, вопрос политический, нежели экономический.