Деньги и закон: Гарантии государства – сигнал для рынка

Freshfields Bruckhaus Deringer

Юридическая фирма. Насчитывает 2500 юристов. Занимает второе место по выручке среди юридических компаний. Выручка за финансовый год, завершившийся 30 сентября 2010 г., – 1,14 млрд фунтов стерлингов ($1,8 млрд).

Сегодня здесь не было спора о необходимости господдержки, потому что все разделяют точку зрения о том, что она нужна. Но несколько раз говорилось о примере Германии, где сначала не вкладывали в железные дороги, а сейчас – наоборот.

В 2008 г. в Германии именно в момент кризиса был разработан дополнительный инструмент финансирования железных дорог. В чем его ключевая особенность? Между правительством Германии и Deutsche Bahn было заключено соглашение, фактически гарантировавшее замещающие инвестиции. То есть государство вкладывало не просто в отдельные проекты (о чем сегодня говорилось) – и это пример не Китая, не развивающейся экономики, а консервативный европейский пример – государство гарантировало инфраструктурной компании замещающие инвестиции. Мне кажется, это свидетельствует о том, что сегодня для России инструментарий государственной поддержки действительно должен быть расширен.

Государственные субсидии – не единственная форма такой поддержки. Мне кажется, идея сетевого контракта для России – это идея, которая и включает в себя соглашение, подобное немецкому, и снижает исключительно компенсаторную функцию государственных субсидий, и говорит о широком масштабе господдержки.

И тогда уже можно с большей уверенностью говорить о привлечении средств с рынка,потому что инфраструктурные облигации как очень широкий инструмент должны использоваться аккуратно. Если это будут облигации, которые выпустят РЖД под государственную гарантию, они могут быть успешны, но вряд ли это будет сильно отличаться от сегодняшнего успеха РЖД с евро­облигациями (см. график на стр. 21. – «Ведомости»). А вот если государство возьмет на себя дополнительное гарантированное финансирование, если будут задействованы другие инвестиционные инструменты, это станет сигналом, который позволит рынку более активно участвовать в процессе [привлечения средств].

И по поводу либерализации – как юрист я все-таки должен говорить о законодательстве. Мне кажется, должны быть частично сняты не только ограничения на использование железнодорожных активов, препятствующие применению ряда инструментов, но и следует больше использовать и те инструменты, которые разрешены законодательством.

Например, мы говорим о господдержке в проектах государственно-частного партнерства, в контрактах жизненного цикла, над которыми работают РЖД (в частности в сфере развития высокоскоростного движения). Уже сейчас закон позволяет оказывать реальную государственную поддержку. И в ряде проектов, по которым заключены концессионные или иные соглашения о ГЧП, такая поддержка предусмотрена. То, что сегодня изменения в концессионном законе обеспечивают возможность этой поддержки – очень важно. Инструменты ГЧП в конечном итоге являются эффективными только при наличии господдержки. Без этого нельзя рассчитывать на чистый рынок, нельзя рассчитывать, что инвесторы примут на себя такой объем рисков. Формы и инструменты господдержки должны быть расширены, причем нужны срочные меры.