Компании: За деньгами для чужого хозяйства – это не к нам

НЛМК

Металлургический холдинг. Председатель совета директоров Владимир Лисин контролирует 85,54% уставного капитала. Капитализация (LSE) – $15,94 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, первое полугодие 2011 г.): выручка – $5,34 млрд, чистая прибыль – $971,79 млн.

На каких условиях вы готовы инвестировать в инфраструктуру РЖД? Ни на каких абсолютно. Мы должны делать свое дело – должны производить сталь. Мы, как вы [в РЖД] говорите, – грузоотправители. Приятное название, мне нравится. Грузоотправитель тем и занимается, что делает груз – не перекладывает его из вагона в вагон, а именно делает его. Поэтому непонятно, почему он еще должен заниматься развитием железнодорожной инфраструктуры.

Понятно, что, в принципе, привлекать средства надо любыми инструментами.

Понятно, что государство должно субсидировать многие проекты, которые делает компания за свой счет или за счет грузоотправителей, как вы говорите. Это мы тоже знаем. Понятно, что государство должно отделить такие вещи, как пассажирские перевозки, и многие факторы, связанные с социальными или с политическими проектами, от нагрузки на грузоотправителя. Все понимают, огромное количество сетей висит на небольшом количестве основных грузоотправителей. А сети эксплуатируются не так интенсивно. А то, что эксплуатируется интенсивно, то подлежит износу, потому что не хватает средств это восстанавливать. Поэтому средства надо привлекать. Надо заниматься этим активно, не надо этого бояться.

Какими способами компания [РЖД] может определиться, куда прокладывать дорогу или куда инвестировать? Нужно использовать, например, так называемые межотраслевые балансы. В данном случае это инструмент, который позволит компании, по крайней мере, подходить взвешенно к принятию решения о предмете и точке инвестирования.

Второй вопрос: а кто, собственно, будет принимать решение? При всем уважении к компании надо понимать, что не получится, чтобы все были удовлетворены. Надо понимать, исходя из тех же отраслевых балансов, кто будет пострадавший, а кто будет в этой ситуации идти впереди. И здесь, конечно, и с государством, и с общественностью надо координироваться, а не запирать это тем, что это решит департамент Владимира Ивановича [Якунина] и завтра ему принесет. Здесь, конечно, надо включать и общественное мнение, и интересы не только грузоотправителей, но и многих других секторов экономики, которые сегодня сильно зависят от железной дороги.

Если у нас есть средства на поддержку экспорта, значит, тогда надо поддерживать экспорт и субсидировать средствами железные дороги. Если мы считаем важнее освоение внутреннего рынка, то и приоритет должен быть прежде всего за переработкой продуктов внутреннего рынка, но тогда, соответственно, не будет приоритета экспорту. Придется выбирать. В том числе и государству.