Казахстанская Lada

«АвтоВАЗ» вернулся к планам по строительству предприятия в Казахстане, от которых отказался в 2008 г. К 2017 г. новый автозавод сможет выпускать до 120 000 автомобилей в год

По меркам России, где «АвтоВАЗ» производит до 700 000 автомобилей в год, 120 000 – не самое крупное производство, констатирует аналитик БКС Богдан Зыков, но это значимый проект для Казахстана, ведь сейчас в стране производится 5000–6000 машин в год.

«Азия авто»

Автозавод в Казахстане. Собирает Lada, Skoda, Chevrolet, Сadillac, Kia. Акционеры: Анатолий Балушкин – 67,9%, Константин Поморцев – 5,9%, Владимир Джуманбаев – 9,9%. Капитализация – $145 млн. Выручка (9 месяцев 2011 г.) – 51,8 млрд руб. Прибыль – 3,9 млрд руб.

«АвтоВАЗ»

Автозавод. Акционеры: «Ростехнологии – 18,83% капитала, «Тройка диалог» – 24,28%, Renault – 25%. Капитализация – $1,06 млрд. Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2011 г.) – 82,2 млрд руб. Прибыль – 6,4 млрд руб.

Меморандум о создании производства полного цикла российский «АвтоВАЗ» подписал с казахстанским сборочным автопредприятием «Азия авто» и госкорпорацией «Ертис», сообщила пресс-служба администрации Восточно-Казахстанской области, где предполагается разместить завод. Предприятие будет построено с нуля. На него будет потрачено $514 млн, сообщила администрация, проект завода будет разработан в 2012 г., строительство начнется в 2013 г. Первая очередь предприятия мощностью 90 000 автомобилей в год будет запущена в 2015 г., вторая – еще на 30 000 машин – в 2017 г.

Представитель «АвтоВАЗа» подтвердил эти планы, но от других комментариев отказался. Пресс-служба «Азия авто» на запрос не ответила.

Доли в будущем СП еще не определены, но предполагается, что 50% получит госкорпорация Казахстана, остальное распределится поровну между автозаводами, уточняет источник, близкий к российскому предприятию. Сам «АвтоВАЗ» в проект живые деньги вкладывать не планирует, добавляет он: доля будет оплачена управленческими услугами, оборудованием и проч. (примерно по той же схеме, по какой сейчас инвестирует Renault в сам «АвтоВАЗ»). Но ни лицензии, ни права на интеллектуальную собственность в казахстанское СП передавать не планируется, уверяет собеседник «Ведомостей»: по сути, это будет сборочное производство «АвтоВАЗа» в Казахстане.

На мощностях нового предприятия планируется выпускать автомобили Lada Granta, Lada 4x4, а также хетчбэк и кроссовер класса B на платформе Renault-Nissan, сообщила администрация. По данным собеседника, близкого к «АвтоВАЗу», пока решено лишь, что СП будет выпускать модели Lada. Техническая возможность производить автомобили под марками Renault и Nissan будет предусмотрена, но с партнерами этот вопрос пока не обсуждался, оговаривается он.

Если иностранные партнеры «АвтоВАЗа» примут участие в казахстанском проекте, у них отпадет необходимость в создании площадки на Дальнем Востоке, рассуждает собеседник (по данным администрации, продукция завода будет поставляться как в Казахстан, так и в Сибирский и Дальневосточный округа России, страны Средней Азии и Закавказья). Представители Renault и Nissan отказались комментировать возможность выпуска своих автомобилей на площадке в Казахстане. Первый добавил, что Renault по-прежнему планирует строить завод на Дальнем Востоке.