Иллюстрации Шемякина к песням Высоцкого выставлены в Пушкинском музее

В Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина впервые выставки удостоились иллюстрации к книге, лежащей на прилавках книжных магазинов. «Две судьбы» – это рисунки Михаила Шемякина к текстам Владимира Высоцкого
РИА-Новости

Пушкинский музей благоволит художнику Шемякину и не в первый раз устраивает выставку его графики. Но нынешняя – «Иллюстрации Михаила Шемякина к песням Владимира Высоцкого» – смущает. Очень похожа на часть рекламной акции книги «Две судьбы», одновременно красующейся в музейном и торговых залах.

Выставка и преподносит нам все, что есть в подарочном, судя по цене, издании: несколько песен любимого народом поэта и артиста и прихотливые, довольно манерные иллюстрации к ним. Плюс несколько фотографий двух сильных и красивых молодых людей, позировавших весело, находчиво и артистично в Париже 70-х гг. прошлого века.

На одном из снимков Высоцкий с Шемякиным сфотографированы строго в профиль и смотрят друг на друга пристально, словно играют в гляделки. Серьезность их деланая. С этой фотографии сделаны два рисованных профиля, воспроизведенных на обложке книги «Две судьбы». Там уже поэт и художник смотрят друг на друга, как два ангела, временно сосланных на землю.

В воспоминаниях Шемякина о Высоцком, воспроизведенных в книге, слова «Поэт», «Муза», «Свет» и «Красота» начинаются с прописной буквы. Автор верит, что таланты рождаются на небесах, и сравнивает Высоцкого с Франсуа Вийоном. Но французский поэт жил 500 лет назад, а русский – наш современник, хотя и умерший. Цитировать его можно несколько раз на дню – и все к месту.

Возможно, поэтому и смущает небытовая условность графического цикла Шемякина ко всем известным песням про нашу жизнь и сущность.

Летчик из «Смерти истребителя» жеманно запрокидывает голову декадентствующим Пьеро, герои «Осторожно! Гризли!» (стихи посвящены «Михаилу Шемякину с огромной любовью и благодарностью») будто вышли из гоголевских петербургских рассказов, но в основном иллюстрации – шемякинская гофманиана, смесь дюреровского апокалипсиса и карикатурного стиля журнала «Безбожник». Черти, смерти с косами, черепа, скелеты, свиные рыла и поповские рожи с серпом и молотом на митре – бесовский краковяк на каждом листе выписан продуманно и тщательно.

Рисунки Шемякина часто прямо цитируют слова песен Высоцкого. Только исполнялись эти песни надрывно и хрипло, трагически, а щегольские рисунки кокетливо рассказывают пугающие, но не страшные сказки.