Виртуальные услуги

Жители Татарстана привыкают пользоваться электронными услугами: в октябре они воспользовались ими 1,2 млн раз – в 5 раз больше, чем в январе. За 10 месяцев жители сэкономили на этом 1,4 млрд руб., подсчитали власти

В октябре татарстанцы электронно отправили 703 305 запросов, 12 377 заявлений, 290 167 записей в очередь в детский сад, 110 446 раз оплатили услуги на общую сумму 36,7 млн руб. Такую статистику привел президент республики Рустам Минниханов, встретившийся с журналистами в IT-парке. Сегодня в Татарстане 32% штрафов ГИБДД оплачиваются через терминалы, 59% родителей записывают своих детей в детсад электронно, 79% пар подают онлайн-заявления в загс, 19% загранпаспортов выдаются с использованием электронных процедур, отметил президент. В электронный формат переведена 31 услуга, в приоритетном плане – предоставлять электронно 79 услуг и этот перечень постоянно расширяется, говорит Минниханов, поставлена цель: оказывать электронно каждую вторую услугу. Власти также наладили обратную связь с пользователями: в октябре 2011 г. контакт-центр правительства принял 662 обращения и около 40 000 звонков.

Электронное правительство заработало в 2005 г. Тогда, по словам Минниханова, все министерства и ведомства были переведены на один программный продукт, а всем чиновникам пришлось сдать экзамен на компьютерную грамотность.

Ежегодно Татарстан выделяет из бюджета более полумиллиарда рублей на поддержание электронного правительства: 200 млн руб. – бюджет развития и 350 млн руб. – бюджет эксплуатации.

Министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров подсчитал экономический эффект: один запрос в электронном виде экономит 30 минут времени гражданину, подача заявления и оплата услуг – час, запись в очередь – два часа. Каждый час татарстанца, по подсчетам министра, стоит 100 руб. Социально-экономический эффект от внедрения электронных услуг за 10 месяцев 2011 г. составил более 1,4 млрд руб. (сэкономлено более 14 млн человеко-часов), подсчитал министр.

Директор интернет-компа­нии «Матрица» Дмитрий Демидов считает, что электронное правительство эффективно и самоокупаемо (при инвестициях 500 млн руб. в год), когда ежегодно граждане пользуются электронными услугами не менее 10 млн раз. Если динамика обращений сохранится, электронное правительство в Татарстане станет самоокупаемым. Впрочем, Демидов не исключает, что изначальные вложения (в закупку оборудования и программного обеспечения для министерств) были значительно больше: «Если это миллиарды, то они не окупятся никогда».