Голодные миллиарды

Население Земли растет: в октябре родился 7-миллиардный житель, а к 2050 г. людей будет уже 9 млрд. Вместе с населением растут цены на продовольствие. Значит ли это, что неизбежны новые гражданские войны и революции, подобные происходившим в 2010–2011 гг. в Северной Африке и на Ближнем Востоке? Инвестиции в сельское хозяйство, безусловно, нужны, но продовольственный коллапс все же не столь неминуем, как кажется, считают эксперты

Представьте себе давление на продовольствие, энергию, воду и ресурсы. Следующая экономическая война или конфликт будет из-за гонки за недостающими ресурсами, если мы не сумеем вместе с этим справиться» – с такими словами в январе, в разгар волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке, обратился к «двадцатке» президент третьей по населенности азиатской страны – Индонезии – Сусило Бамбанг Юдойоно.

Голод для каждого пятого

Сейчас население мира составляет 7 млрд человек (данные ООН). 16% из них живут в развитых странах, а 84% – в развивающихся. Самый населенный континент – Азия: там проживает 4,17 млрд человек, или 60% мирового населения. К 2020 г., по прогнозу ООН, к 7 млрд добавится еще 890 млн человек – это почти три населения сегодняшних США (317 млн). При этом население развитых стран увеличится лишь на 34 млн человек, а 856 млн – прирост развивающихся стран.

К 2020 г. рост замедлится до 1% в год по сравнению с 1,7% в 1980 г. (оценка министерства сельского хозяйства США, USDA). Самый большой рост ожидается в африканских странах, расположенных южнее Сахары. Впрочем, он тоже сократится – с 2,9% в 1981–1990 гг. до 2,3% в 2011–2020 гг. В Китае и Индии, на которые сейчас приходится 37% мирового населения, рост замедлится соответственно с 1,5 до 0,4% и с 2 до 1,2%.

Но к 2020 г. голод, согласно прогнозу некоммерческого аргентинского фонда Universal Ecological Fund (FEU-US), будет ждать каждого второго из новорожденных в Африке, каждого четвертого – в Азии и каждого седьмого – в Латинской Америке и на Карибских островах.

Производство продуктов питания тоже должно вырасти к 2020 г. – как минимум, на 13%, подсчитали аналитики FEU-US. Это значит, что производство пшеницы должно увеличиться на 88,9 млн т (столько сейчас выращивается в Индии), риса – на 89,2 млн т (45% сегодняшнего производства риса в Китае), кукурузы – на 107,5 млн т (треть производства в США), соевых бобов – на 30 млн т (40% производства в США), мяса и мясных продуктов – на 36,7 млн т (85% производства ЕС или США), молока и молочных продуктов – на 89,5 млн т (больше, чем сейчас производится в США), рыбы – на 18,4 млн т (40% производства Китая).

Но едва ли это произойдет. К 2020 г., по прогнозу FEU-US, дефицит пшеницы (разница между производством и спросом) составит 14%, риса – 11%, кукурузы – 9%, производство сои будет превышать спрос на 5%. Поскольку еда станет менее доступной, цены на нее поднимутся на 20%. Это значит, что к этому времени голодать будет уже каждый пятый на планете. Сейчас в мире недоедает 1 млрд человек, или примерно каждый седьмой. Ежегодно от недостаточного питания умирают 6,5 млн детей в возрасте до пяти лет, или 18 000 человек в день.

В 2050 г. будет еще труднее

К 2050 г. мировое население по сравнению с нынешним состоянием увеличится почти на треть до 9,1 млрд человек (данные ООН). Ускорится процесс урбанизации – к 2050 г. 70% мирового населения будут городскими жителями (по сравнению с нынешними 49%). Городское общество, как правило, богаче сельского и может позволить себе тратить на еду больше. Чтобы обеспечить продовольствие из расчета 3050 ккал на человека в день (+10% к уровню 2003–2005 гг.), производство зерновых должно увеличиться на 40%, или на 900 млн т, производство мяса – более чем на 200 млн т до 470 млн т. В потреблении калорий паритета между развитыми и развивающимися странами ждать вряд ли приходится. В развитых странах в среднем потребление на человека будет составлять 3600 ккал в день, в развивающихся – едва достигнет 3000 ккал, полагает ООН.

Бедным странам, где население прибавляется быстрее всего, обеспечивать себя продовольствием станет еще труднее. Сейчас урожайность растет не столько за счет освоения новых земель, сколько за счет применения новых технологий. В США, например, площадь возделываемых угодий с 1950 г. сократилась. В глобальном масштабе в 1960 г. на одного жителя Земли приходилось 0,17 акра, засаженного пшеницей, в 2011 г. – 0,08 акра, но производство зерновых выросло с 270 кг на человека в 1960 г. примерно до 330 кг в 2010 г. По данным ООН, самый большой рост урожайности продемонстрировали не США, а как раз Китай и Индия.

Чтобы поднять урожайность, нужны инвестиции в исследования и развитие (R&D) в аграрном секторе. Но и этим занимаются главным образом развитые страны. В 2000 г. глобальные инвестиции в R&D составили $41 млрд – 59% от государственного сектора, 41% – от частного. В азиатских странах в 1981–2000 гг. госинвестиции в R&D удвоились, а в африканских странах, расположенных южнее Сахары, они росли в среднем на 0,6% в год. В 2002 г. в африканских странах, расположенных южнее Сахары, в среднем на гектар вносилось 13 кг удобрений по сравнению с 73 кг на Ближнем Востоке и в Северной Африке и 190 кг в Восточной Азии (оценка ООН).

Политический голод

В декабре 2010 г. мировые цены на продовольствие установили очередной рекорд: индекс из 55 сырьевых товаров, на который ориентируется ООН, достиг 214,7 пункта. Предыдущее максимальное значение – 213,5 пункта – было достигнуто в июне 2008 г. «Высокие цены на продовольствие оказывают влияние на инфляцию, но также на бедность и голод, что может привести к социальным и политическим протестам», – утверждает Юдойоно (цитаты по Bloomberg).

В апреле 2011 г. сооснователь и главный инвестиционный стратег управляющей компании Grantham Mayo Van Otterloo (GMO) Джереми Грэнтам написал квартальное письмо к инвесторам, которое называлось «Пора проснуться: Дни ресурсов в избытке и снижающихся цен прошли навсегда». Главный вывод Грэнтама в том, что теперь давление цен и нехватка ресурсов будут постоянной характеристикой нашей жизни. Из-за этого, по мнению Грэнтама, замедлится рост как развитых, так и развивающихся стран, а бедные страны столкнутся с большими трудностями. «Мы все должны подготовить серьезный план по ресурсам, особенно по энергетической политике, – резюмирует Грэнтам. – Времени на раздумья почти не осталось».

Коллапс откладывается

Спустя месяц управляющий таиландской Cha-Am Advisors Дэвид Скотт ответил Грэнтаму исследованием, в котором представил куда более оптимистичное видение проблемы.

Один из главных аргументов Скотта в том, что цены на продовольствие перестали отражать спрос и предложение. Теперь они зависят от монетарных факторов и потому растут, когда растут фондовые индексы. На одном из графиков в его исследовании представлена корреляция между молочными контрактами и индексом Dow Jones. О полной точности совпадения говорить, конечно, не приходится, но цены на молоко повторяют вместе с индексом все движения и вверх, и вниз. Происходит это потому, что доллар остается мировой резервной валютой, а денежные рынки развивающихся стран зависят от динамики курса доллара и денежной политики США, говорится в исследовании.

Не менее важно, чем продолжающийся рост населения, замедление этого роста, пишут исследователи из Cha-Am Advisors. Его тормозят рост благосостояния населения развивающихся стран, урбанизация («дети – актив для фермеров, но обуза для жителей города»), более доступные и дешевые средства контрацепции, рост цен в городе на жилье, школы и т. д. В ближайшие несколько десятилетий эти факторы никуда не денутся.

В Азии, где проживает 60% мирового населения, в начале 80-х гг. число жителей увеличивалось на 2,3% в год, в 2009 г. – лишь на 0,7%. Вклад в замедление роста вносит и старение населения континента. Если в 1991 г. в Азии жителей старше 50 лет было менее 21%, то в 2009 г. – уже более 28%. Речь идет не только о Японии: доля тех, кому за 50, увеличивается на Тайване, в Корее, Китае и Малайзии. По мнению Скотта, в ближайшие 10 лет население Азии может начать сокращаться.

Как известно, пожилые люди едят меньше. Это ставит под вопрос еще один аргумент сторонников идеи скорого продовольственного коллапса – о том, что с ростом благосостояния потребление калорий растет. США достигли уровня 3000 калорий в день на человека еще в 1970 г. Китай – если сравнивать по уровню ВВП на душу населения – перешагнул этот рубеж в 2005–2007 гг., отмечено в исследовании Cha-Am Advisors. Но не факт, что из-за этого есть в стране станут больше.

По данным Canada Statistics, в 1972 г. в Канаде у мужчин пик потребления калорий – 3374 в день – приходился примерно на 30 лет, к 65 годам оно снижалось до 2056 калорий в день. В 2004 г. пик – 2806 калорий – приходился на 16 лет, к 30 годам потребление снижалось до 2600 калорий в сутки, к 65 – до 1948. Причина этого, по мнению Скотта, – в урбанизации и механизации фермерского труда. То же самое, вероятно, ожидает и Азию, заключает он.

Дополнительные возможности сулит рачительность в сельском хозяйстве, а также инновации и изобретения R&D. В исследовании Cha-Am Advisors приводится в качестве примера опыт Шотландии. Тамошнее сельское хозяйство считается высокоэффективным, но при этом там теряется или отбраковывается 42% урожая картофеля – ради того, чтобы в магазины попадали только чистые и целые клубни. Еще один пример – кофейни и McDonald’s, которые в последнее время начали предлагать порции с меньшим числом калорий.

Огромные возможности, по мнению Cha-Am Advisors, для фермеров открывают компьютерные технологии – например, GPS для точного измерения участков земли, расчета удобрений и автоматического управления техникой, чтобы удобрения не попадали на один участок дважды. Еще до конца не оценен эффект от изменившегося в обществе отношения к генетически модифицированным продуктам на значительно более позитивное, тем более что разработок в этом направлении сейчас ведется много, считают авторы исследования.