Ориентиры: Смена, караул!

Масштабные перестановки в Смольном неизбежно затрагивают интересы петербургского строительного комплекса. Ситуация отчасти напоминает ту, которая сложилась в Москве в первые месяцы после прихода Сергея Собянина.

Новый губернатор Георгий Полтавченко в одном из первых заявлений пообещал ограничить строительную активность в историческом центре. Кроме того, пересмотру подвергнется генплан города. Новая команда Смольного проверит, как выполняются уже заключенные инвестконтракты, и проведет ревизию переданных в аренду участков. Если работы не ведутся или инвестор задолжал городской казне, договоры будут расторгаться.

Новые веяния, конечно, насторожили строителей. Радикальные перемены начались практически без разведки. Уже в конце сентября при обсуждении корректировок бюджета Смольный заявил о том, что несколько крупных инфраструктурных проектов откладывается, а их сметы будут пересмотрены. Под мораторий попали прокладка Орловского тоннеля, строительство Ново-Адмиралтейского моста и линия легкорельсового скоростного трамвая – на общую сумму более 40 млрд руб. Часть этих денег уже потрачена.

С историческим центром ситуация и вовсе запутанная. Активисты градозащитных движений, еще «при Матвиенко» добившись отмены «Охта центра», заодно «подвесили» и все начатые в центральных кварталах девелоперские проекты. По решению суда некоторые пункты Правил землепользования и застройки отменены, что взамен – непонятно. Границы исторического поселения не определены, необходимость согласования проектов с Росохранкультурой вроде бы отпала (вместе с упраздненным ведомством), однако новый порядок так и не сложился.

Насчет ревизии предоставленных в аренду участков девелоперы и риэлторы высказываются аккуратно. Вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Александр Ольховский считает, что инвентаризацию провести надо, другой вопрос – какие выводы из нее сделать: «Есть участки, на которых работы и не начинались, однако сроки ввода регулярно продлевались благодаря в том числе использованию административного ресурса. И есть другие ситуации: к примеру, когда инвестор провел подготовительные и проектные работы, но столкнулся с изменениями законодательства и теперь вынужден переделывать проект».

Гендиректор «Мир квартир элит» Петр Войчинский полагает, что тотальная проверка приведет к появлению на рынке участков, «очищенных» городом от прежних владельцев: «До кризиса участки под застройку разбирались как горячие пирожки. Теперь некоторые застройщики были бы рады отдать их за приемлемые деньги».

Эксперты, впрочем, уверены, что любые ограничения на запуск новых проектов в центре повышают ликвидность строящихся жилых комплексов и способствуют повышению цен. Опять же – ровно как в Москве.

На волне перемен резко активизировались градозащитные организации. Провели митинги противники мансард. Депутат ЗС Алексей Белоусов направил губернатору запрос с предложением принять местный закон, регламентирующий строительство и ввод в эксплуатацию мансардных помещений. Пока – по факту – этим занимаются районные администрации; злоупотребления в этой сфере – обычное явление, список «горячих» адресов – более трех десятков.

Длиннющий транспарант с подписями доставили в приемную губернатора граждане, которые выступают против программы реновации хрущевских кварталов. Сейчас в домах первых массовых серий, предназначенных под снос, проживает около 150 000 человек. Программа реновации предусматривает, что на тех же территориях в ближайшие несколько лет разместится 450 000, что многих аборигенов (даже без симпатии относящихся к хрущевкам) совсем не радует.

Оптимисты надеются, что новый губернатор, осмотревшись и обжившись в Смольном, будет продолжать прежнюю градостроительную политику, но без «кавалерийских рейдов», свойственных Валентине Матвиенко и ее питомцам. Пессимисты полагают, что ревизия строительных проектов завершится расстановкой на ключевые проекты компаний и предпринимателей, «социально близких» новой команде.

Девелоперы комплексных проектов на окраинах и застройщики, работающие в сегменте экономкласса, вообще не видят оснований волноваться: спрос есть, задел проектов есть, цены плавно растут.