Вектор


Очередная смена руководства станет для «Вымпелкома» серьезнейшим испытанием на прочность. В 2009 г., когда руководивший оператором 5,5 года Александр Изосимов привел вместо себя двух новых менеджеров, позиции компании дрогнули. При Борисе Немшиче (был главным исполнительным директором) и Александре Торбахове (гендиректор) «Вымпелком» уступил «Мегафону» 2-е место в России по числу сотовых абонентов и заложил предпосылки для потери 2-го места по мобильной выручке. Но акционеры и не позволили Немшичу и Торбахову толком взяться за дело: едва оглядевшись, они были заменены на давно работавшую в «Вымпелкоме» Елену Шматову. Это совпало с возобновлением массовой гонки за абонентами, отчего прибыль «Вымпелкома» оказалась чуть меньше, чем могла бы быть на спокойном рынке. Зато Шматова сохранила рост доходов по всем направлениям и остатки команды менеджеров, благодаря которым «Вымпелком» в 2005–2006 гг. едва не обошел МТС по российской выручке. Прошло 1,5 года, и вот акционерам снова хочется перемен: преемником Шматовой называют гендиректора CTC Media Антона Кудряшова. Что ж, упасть ниже 3-й позиции «Вымпелкому» будет трудно, отрыв от оператора № 4 – «Ростелекома» – слишком велик. Но это не оправдывает риска. Остатки команды могут уйти безвозвратно, а новым менеджерам придется начинать с чистого листа. Да еще и в условиях экономического спада.

Восстание машин

Сбербанк планирует сократить 30 000 сотрудников. Это станет возможно благодаря внедрению новых технологий, сообщил в субботу премьер-министру Владимиру Путину президент банка Герман Греф. Сейчас в Сбербанке трудится около 240 000 человек. Получается, работу потеряет каждый восьмой. Греф давно стремится к максимальной отдаче от своих подчиненных. Стратегия развития Сбербанка до 2014 г., принятая в 2009 г., предусматривала увольнение четверти сотрудников – порядка 66 000 человек.

Процесс избавления от лишних людей в самом разгаре, судя по тому, как тает численность сотрудников «Сбера»: если в начале 2009 г. она составляла 267 000 человек, то сейчас – всего 240 000. Впрочем, технологическое совершенствование банка еще не завершено.

По словам Грефа, начало процесса перехода на компьютерные технологии было очень опасным, «это все равно что оперировать бегуна во время забега на открытом сердце» (цитата по «Интерфаксу»).

Впрочем, основная часть сотрудников должна будет сокращаться за счет естественных процессов: текучести кадров, выхода на пенсию, обещали в этом году менеджеры Сбербанка. Объемы бизнеса госбанка сейчас таковы, что у него нет нужды в сокращениях. Возможно, будет расставание с людьми по результатам оценки их деятельности, допускали они: технологии в банковском бизнесе действительно дают клиенту больше.

Увлеклись перестановками

Сладкая страховка

Компания Starbucks, одноименная сеть кофеен которой охватывает сейчас весь мир, 10 ноября объявила о покупке производителя свежевыжатых соков из Калифорнии, компании Evolution Fresh. Сумма сделки всего $30 млн, но Starbucks с помощью нового актива собирается закрепиться в сегменте самых дорогих соков, объем которого оценивает в $1,6 млрд, а дальше больше – и на рынке товаров для здорового образа жизни, оцениваемого в $50 млрд. Знаменитую сеть кофеен никто особо не обвиняет в вредоносном воздействии на здоровье потребителей – кофе и его производные, печенье и сэндвичи магическим образом ускользают из под взглядов борцов с лишним весом. Поэтому, хотя калорий в сладком напитке или съеденной булочке может оказаться не меньше, чем в гамбургере или чипсах, у Starbucks нет столь ярых недругов, как у многих других сетей общественного питания. Но на рынках, где признание в любви к калорийным продуктам равнозначно коммерческому самоубийству, компания подстраховывается. Теперь в ее кофейнях будет больше свежевыжатых соков, а позже появятся и новые кафе, как обещают, с исключительно полезными блюдами в меню. Но в некоторых странах можно не торопиться. Так, в российском Starbucks пока не смогли ничего сказать про соки и здоровые кафе. Впрочем, рестораторы признают: для наших клиентов пока вкусное важнее здорового.