Заложники с завода

Ежегодно американская PepsiCo вкладывает около 300 млн руб. в развитие производства картофеля в России, французская Danone оплачивает пятую часть высокобелкового корма для коров в хозяйствах поставщиков, а производители пива инвестируют в селекцию районированных сортов ячменя

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Транснациональные компании говорят о необходимости поддерживать местных сельхозпроизводителей. Но они стали заложниками ситуации: в России нет сырья достаточного качества и объема для промышленного производства продуктов питания

Резкий скачок цен на сырое молоко в 2009 г. и засуха 2010 г., сократившая надои в хозяйствах Центральной России примерно на 15%, если не сделали молоко дефицитом, то серьезно скорректировали его цену на полке и заставили производителей молочных продуктов всерьез задуматься о развитии своей сырьевой базы — молочных хозяйств.

«Качественного сырья  для всех переработчиков недостаточно», – признается руководитель службы по развитию поставщиков молока группы компаний Danone-Юнимилк Константин Стуловский. Два года назад российский отдел закупок молока группы Danone начал разработку программы развития поставщиков. «Средний уровень надоя у наших поставщиков составляет 5000 л молока в год на одну корову. Но этот показатель можно увеличить до 7 000л», – убежден Стуловский.

Начать Danone решила с рациона коровы — с разработки специальных программ кормления животных для повышения их продуктивности. Молочная компания приобрела программу по расчету рационов Bestmix, которая широко используется за рубежом. Работа с этой программой позволяет мгновенно реагировать на изменения сырьевой базы хозяйства и предлагать фермерам наиболее экономичный и оптимальный рацион кормления.

Danone, по его словам, работает по этой программе совместно с двенадцатью  поставщиками. Компания в ходе аудитов выяснила, что коровам не хватает протеина в рационе, особенно в новотельный период, и порекомендовала включить в рацион сою, одновременно согласившись компенсировать своим поставщикам 20% стоимости кормов.

Во сколько обходится эта программа переработчику, Стуловский не говорит. Но, по его словам, результаты она приносит ощутимые: надои растут, а себестоимость молока снижается. Так, например, после начала работы по кормлению в сельхозпредприятии «Радищево» в Смоленской области каждая корова в день стала давать на 3 л молока больше, валовое производство молока увеличилось на 3 т в сутки, а выбраковка коров снизилась втрое. В совхозе им. Кирова в Московской области каждая из перешедших на новый рацион коров стала давать на 4 л молока в сутки больше, а валовое производство увеличилось на 2 т в сутки.

«К началу 2012 г. планируем сотрудничать уже с  16 поставщиками. Мы ставим цель увеличивать продуктивность коров не менее чем на 10%», – рассказывает Стуловский.

Американская PepsiCo, построив завод «Фрито лей» в подмосковной Кашире в 2002 г., обнаружила: сорта картофеля с очень низким содержанием крахмала, подходящие для производства чипсов, в России просто не выращиваются, рассказывает представитель PepsiCo Александр Костиков. Но завод PepsiCo — крупнейший в России промышленный потребитель картофеля: в 2010 г. для предприятия было закуплено 210 000 т этого корнеплода. «Понятно, что с такими объемами потребления необходимо было максимально переходить на работу с локальными поставщиками, замещая импортное сырье российским», — рассказывает Костиков. Для этого была придумана программа «Агро», в которую PepsiCo ежегодно вкладывает около 300 млн руб. Эта программа, по его словам, рассчитана на долгосрочную поддержку фермеров и хозяйств и подразумевает обеспечение хозяйств качественным посадочным материалом, уборочной техникой, инвестиции в оборудование овощехранилищ с системой климатконтроля.

Фермерские хозяйства — партнеры получают авансы, т. е. беспроцентные кредиты, для покупки удобрений и средств защиты растений, постоянную помощь и консультации экспертов. Благодаря участию в агропрограмме эти хозяйства увеличили урожайность картофеля со среднероссийских 13 т с 1 га до 24 т с 1 га, рассказывает Костиков. Сейчас около 85% картофеля для своего завода PepsiCo закупает у российских производителей, а еще 2-3 года назад на них приходилось не больше половины поставок.

Похожая программа есть у холдинга Kraft Foods на Украине, рассказывает президент «Крафт фудс рус» Дэвид Стир. «Крафт фудз Украина» сотрудничает почти с 30 хозяйствами в различных областях Украины и каждый год вместе с партнерами выращивает в среднем 60 000 т картофеля «чипсовых» сортов с пониженным содержанием крахмала и минимальной влажностью, для того чтобы чипсы были хрустящими, качественными и безопасными. В России, по его словам, ничего похожего пока нет. «Но мы рассматриваем эту возможность», — заверяет Стир.

PepsiCo тоже думает о расширении аграрного проекта. В 2008 г. она приобрела производителя соков «Лебедянский» и сейчас рассматривает «перспективы внедрения технологий программы “Агро”, направленных на повышение урожая овощей и фруктов, среди поставщиков сырья для соков в Липецкой области и других областях Центрально-Черноземного района», говорит Костиков.

Пенный ячмень

Производители пива сталкиваются с неподходящим качеством сырья. Им тоже приходится инвестировать в сельхозпроизводство.

«САН Инбев», например, запустила в России в 2000 г. «ячменную программу». «Суть программы — в экспертной поддержке фермерских хозяйств по выращиванию пивоваренного ячменя с соблюдением требуемых технологий, в заданном объеме, надлежащего качества, в строгом соответствии со спецификацией нашей компании на сырье», — рассказывает представитель AB InBev Андрей Ерин. На практике, по его словам, это выглядит так: пивоваренная компания обращается к фермерам в нескольких регионах, заключает с ними договоры на проведение полевых испытаний новых сортов ячменя, а агрономы компании следят за ходом и результатами испытаний. Сорт с лучшими показателями, соответствующими спецификации, заносится в госреестр одобренных сортов ячменя для промышленного производства, и на следующем этапе компания заказывает выращивание этого сорта в промышленных объемах.

Вначале полевые испытания проводились с использованием отечественных сортов пивоваренного ячменя, рассказывает Ерин. Параллельно испытывались и западные сорта для адаптации к российским почвам и климату. С 2005 г., по его словам, «САН Инбев» полностью перешла на использование несоложенного ячменя и солода из западных сортов, но выращенных на территории России. «Переход на использование пивоваренного ячменя, выращенного в России, позволил нам минимизировать логистические издержки и при этом получать качественный продукт с заданными свойствами», — говорит Ерин. Программа, по его словам, работает до сих пор.

У переработчиков есть три пути решения проблем с сырьем, считает генеральный директор холдинга «Помидорпром» Вячеслав Рязанцев. Либо создавать вертикально-интегрированный холдинг, то есть покупать или арендовать землю и идти в непрофильный бизнес по выращиванию сельхозсырья, как например, делают «Разгуляй» или Bonduelle. Либо развивать независимых поставщиков собственными силами, строить с ними долгосрочные отношения, подписывать длительные соглашения, авансировать поставки за счет, например, закупки посадочного материала, помогать с решением вопросов логистики. Третий, по словам, Рязанцева путь, — это импорт сырья из-за границы. «Производители соков, например, делают ставку на ввоз концентрата яблочного сока из Китая и Аргентины вместо инвестиций в российские хозяйства», — объясняет он.