Фестиваль нового британского кино: сексуально озабоченных дворецких стало меньше

В Москве завершился фестиваль нового британского кино – теперь он поедет в Екатеринбург, Нижний Новгород и Петербург. Большинство из фильмов программы, что бывает не каждый год, выйдут в прокат
ukfilms.ru

Ежегодно организаторы фестиваля пытаются продемонстрировать максимально репрезентативный срез островного кино. Как правило, у них получается – вышло и в этот раз. Правда, картина «о сексуально озабоченных дворецких», которыми согласно стереотипу особенно славится британская кинематография, была всего одна: костюмная комедия «Без истерики!» – об изобретении первого вибратора. Да и в ней адаптированного для международного проката английского юмора было больше, чем дворецких. Фильм появится в кинотеатрах буквально на следующей неделе.

Из других обязательных пунктов англофильской программы были фильмы о рабочем классе. Это картина о начале женского профсоюзного движения «Сделано в Дагенхэме» – большой привет классикам социальной драмы Кену Лоучу и Майку Ли. И очередная лента самого плодовитого из британских фестивальных режиссеров – Майкла Уинтерботтома «Путешествие», бенефис артистов Стива Кугана и Роба Брайдона. Их крепко сбитый комический дуэт был опробован Уинтерботтомом еще в вольной экранизации «Тристрама Шенди» Лоренса Стерна – «Истории петушка и бычка». Уже там казалось, что словоохотливых актеров в кадре многовато, – «Путешествие» же хочется урезать минимум на полчаса.

Неформальное молодежное кино в духе «На игле» представляла фантастическая комедия «Чужие на районе» о том, как афроангличане с неблагополучного юга Лондона расправляются с инопланетными пришельцами.

Жанровое кино – фильм «Музыка нас связала» о романе солистов двух постпанк-групп, которых в ходе драки на музыкальном фестивале приковали друг к другу наручниками, – выглядит остроумным и свежим вплоть до последних 10–15 минут, когда решает стать традиционным голливудским ромкомом с публичными признаниями в любви со сцены и поцелуем под аплодисменты.

Обе картины вскоре выходят на широкий экран. Как и «Однажды в Ирландии» – хит последних Берлинале и «Сандэнса», криминальная трагикомедия Джона Макдонаха, младшего брата прославленного Мартина («Залечь на дно в Брюгге»).

Выйдет в прокат и свежий фильм еще одного любимца фестивалей – Дэвида Маккензи. На этот раз он пробует себя в актуальном жанре сентиментальной фантастики: в центре картины об эпидемии, лишающей людей зрения, обоняния и вкуса, роман бактериолога (Ева Грин) и повара (Юэн Макгрегор). Любовь на фоне апокалипсиса, очевидно, сюжет для режиссера слишком личный, чтобы он не скатился в малосодержательную слезливую сказку.

Единственный фильм из программы фестиваля, который практически со стопроцентной вероятностью в прокат не выйдет, по иронии судьбы стоит этого больше, чем все грядущие британские премьеры, вместе взятые. Картина «Два года в море», в век повсеместного господства цифры снятая на 16-миллиметровую черно-белую пленку, – полнометражный дебют молодого видеоартиста и режиссера Бена Риверса, которого уже называют главным новатором британского кино. Картина о косматом лесном отшельнике, чей трейлер как-то поутру воспарил над верхушками сосен, действительно производит на редкость свежее впечатление. Полудокументальное, медитативное кино, кропотливо фиксирующее будни английского полубомжа, в один момент взлетает до уровня чистого магического реализма – и уже не спускается с этих опасных высот.