Таджикам не место

Главный санитарный врач Геннадий Онищенко предложил полный запрет на трудовых мигрантов из Таджикистана. Таджикистан ищет способ погасить конфликт, сохранив лицо, полагают эксперты

Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко вчера заявил, что среди трудовых мигрантов из Таджикистана много больных ВИЧ-инфекцией и туберкулезом, поэтому следует рассмотреть вопрос о полном запрете трудовой миграции из этого государства до создания в республике «минимальных условий для здравоохранения» (цитата по «Интерфаксу»).

На прошлой неделе Федеральная миграционная служба начала задержание нелегальных мигрантов из Таджикистана, поймав к понедельнику 297 человек. В их отношении есть решения судов о депортации, но когда она произойдет – неизвестно, уточнила «Ведомостям» представитель ФМС.

ФМС начала действовать после приговора арестованным в мае этого года летчикам: Владимира Садовничего и Алексея Руденко приговорили к 8,5 года лишения свободы за контрабанду (в виде используемого для запчастей авиадвигателя Д-36), нарушение правил пользования воздушным пространством и незаконное пересечение границы в марте этого года, когда два самолета Ан-72-100 под управлением этих пилотов приземлились в таджикском Курган-Тюбе.

Президент Дмитрий Медведев после вынесения приговора не исключил возможности принятия асимметричных мер к Таджикистану. Однако вчера в Гонолулу он заявил, что «никакой кампании здесь не видит», это «просто совпадение», а «задача миграционной службы – следить за общим состоянием дел с миграцией в стране». В эфире радио «Эхо Москвы» Онищенко тоже уточнил, что его предложение не связано с дипломатическим конфликтом Москвы и Душанбе.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров вчера заявил, что российские дипломаты пытались решить вопрос непублично, «понимая специфику ситуации», так же осторожно они будут действовать и впредь, пообещал он. При этом МИД Таджикистана вчера заявил, что российское посольство вообще не обращалось с нотами в МИД республики после ареста летчиков в мае этого года.

В пятницу прозвучало заявление президента Таджикистана Эмомали Рахмона о том, что он берет ситуацию с российскими летчиками под контроль. Это означает, что Таджикистан ищет способ завершить конфликт, считает Аждар Куртов из Российского института стратегических исследований. Но таджикская сторона не хочет потерять лицо, поэтому скорее всего летчикам могут смягчить приговор (кассация уже подана), а затем предложить подать прошение о помиловании, с чем они вряд ли согласятся, или попытаются передать это дело российской юстиции, говорит эксперт.