Ускорение на селе

Российская экономика ускорилась в III квартале: помогли сельское хозяйство и прошлогодняя засуха. Но сохранить такие темпы вряд ли удастся, скептичны эксперты

По предварительным оценкам Росстата, в III квартале ВВП вырос на 4,8% в сравнении с июлем – сентябрем 2010 г. Темпы роста экономики ускорились с 4,1% в I квартале и 3,4% во втором. За январь – сентябрь 2011 г. ВВП увеличился на 4,1% (Минэкономразвития прогнозирует такой же рост на конец года).

Ускорение в III квартале никого не удивило, пишет Иван Чакаров из «Ренессанс капитала»: сработал эффект низкой базы, в 2010 г. экономика пострадала от летней засухи. Без такого вклада сельского хозяйства рост ВВП в этом году был бы на 0,5 п. п. меньше, согласен Александр Морозов из HSBC. Но действие этого фактора будет постепенно сходить на нет, продолжает он: в последние три месяца 2011 г. темпы роста могут снизиться до 4,1%.

В III квартале экономику также поддержали потребители, продолжает Морозов. Доля потребления в денежных доходах сейчас рекордная – 76,6%, такой высокий показатель за III квартал не наблюдался уже давно: даже в 2004 г. он был на 2,2 п. п. меньше, приводит статистику Игорь Поляков из ЦМАКП. Активно растет кредитование, а это разгоняет потребление непродовольственных товаров, говорит он: люди, уверенные в своих будущих доходах, берут кредиты на ремонт, мебель, технику и автомобили. Есть и другая категория населения: не будучи уверенными в будущих доходах и в устойчивости валютного курса, они предпочитают закупать импортные товары длительного пользования, говорит Поляков. Но пока населению есть что тратить, оговаривается он: реальная зарплата не снижается, кризиса доходов населения нет.

Внутренний спрос растет, несмотря на замедление роста в промышленности, замечает Морозов, такая неустойчивая экономическая структура выглядит еще менее надежной с учетом замедления мировой экономики. Например, на прошлой неделе Еврокомиссия понизила прогноз роста экономики еврозоны на 0,1 п. п. до 1,5%, а на 2012 г. – сразу на 1,3 п. п. до 0,5%. «Финансовый кризис уже идет – скорее всего, за ним последует и экономический. Какой степени и глубины, пока понять сложно», – говорил в конце прошлой недели бывший министр финансов Алексей Кудрин (по Bloomberg).

4,8% за III квартал – не самый лучший результат, это хуже ожиданий Минэкономразвития (замминистра Андрей Клепач прогнозировал 5,1%. – «Ведомости»), отмечает Юлия Цепляева из BNP Paribas. Ее прогноз на конец года – 4–4,3%. Но чтобы экономика и дальше росла такими темпами, баррель нефти должен стоить около $110, предупреждает Цепляева.