Аптеки бьются за доходность
Крупнейшие аптечные сети придумали, как повысить доходность бизнеса в условиях жесткого госрегулирования. Они запускают продукты под собственными торговыми марками (СТМ), доходность которых до двух раз выше, чем по товарам других производителейГруппа компаний А5 последней из крупнейших аптечных сетей объявила о начале продаж продуктов под собственными торговыми марками. Для А5 это возможность получить прямые контракты с производителями и контролировать качество продукции, объясняет председатель совета директоров группы А5 Роман Буздалин. К тому же продукты под СТМ более маржинальны, отмечает Буздалин. Цифр он не называет, но отмечает, что по некоторым продуктам маржа может быть выше на 60–80%, по другим – в два раза.
Собственные марки уже есть в ассортименте аптечных сетей «36,6» и «Ригла» (входит в группу компаний «Протек»). СТМ «36,6» представлены как в лекарственном, так и в нелекарственном сегменте, «Риглы» и А5 – только в нелекарственном. «Это сделано, чтобы не создавать конкуренцию фармпроизводителям», – говорит представитель «Риглы». А5 рассматривает возможность выхода в сегмент лекарств, например размещая заказы на мощностях производителей или создавая кобрендинговые продукты, рассказывает Буздалин.
По словам директора по развитию портфеля «36,6» Александры Вантье, аптечный ритейл находится в сложных условиях, связанных в основном с усилением государственного регулирования. Государство регулирует цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП): с 1 апреля 2010 г. их цена не может быть выше зарегистрированной в Минздравсоцразвития цены производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы. Средняя цена на ЖНВЛП за девять месяцев 2010 г. увеличилась до $3 за упаковку – на 6% к аналогичному периоду прошлого года; на лекарства, не входящие в перечень, – на 18% до $3,7 за упаковку, писал «Фармэксперт».
Производство товаров под СТМ позволяет встроить высокомаржинальную модель производителей в розничный бизнес и за счет этого обеспечить необходимую рентабельность, продолжает Вантье. По ее словам, общая маржа по СТМ – около 63%, при этом маржинальность в лекарственном сегменте – около 23%, в парафармацевтике и сопутствующих товарах – около 40%. Представитель «Риглы» говорит, что маржа в СТМ в два раза выше, но цифр не раскрывает.
До конца года А5 планирует вывести 300–400 позиций под СТМ, говорит Буздалин. К 2012 г. в планах А5 довести долю СТМ в структуре ассортимента компании до 10%, сообщала А5 в сентябре. В планах «Риглы» к концу 2011 г. довести долю СТМ до 4% в товарообороте и 8% – в валовой прибыли (на 30 сентября 2011 г. – 2,1 и 4,9% соответственно), указывала компания. «36,6» озвучивает планы на 2013 г. По словам Вантье, компания планирует довести долю СТМ до 32% в общем товарообороте (в августе Вантье говорила, что доля СТМ – 14%).
«36,6» и «Ригла» продают товары под своими марками не только в собственных аптеках, но и независимым игрокам. «Ригла» через дистрибутора «Протек» около 20% товаров под СТМ продает в другие сети и одиночные аптеки, говорит представитель сети. Товары под собственной маркой «36,6» представлены в магазинах парфюмерии и косметики и дрогери-форматах (например, «Подружка», «Гиперглобус» и магазинах детских товаров «Кораблик»), других аптеках («Столичные аптеки»), также компания сотрудничает с дистрибутором косметической продукции – Центральной дистрибуторской компанией, отмечает Вантье, но цифр не называет. В следующем году «36,6» планирует не менее 40% продавать на внешнем рынке и довести оборот оптового направления до 2 млрд руб., отмечает Вантье. Продажа товаров под чужими СТМ – редкая практика, говорил ранее директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов.