Аптеки бьются за доходность

Крупнейшие аптечные сети придумали, как повысить доходность бизнеса в условиях жесткого госрегулирования. Они запускают продукты под собственными торговыми марками (СТМ), доходность которых до двух раз выше, чем по товарам других производителей

Группа компаний А5 последней из крупнейших аптечных сетей объявила о начале продаж продуктов под собственными торговыми марками. Для А5 это возможность получить прямые контракты с производителями и контролировать качество продукции, объясняет председатель совета директоров группы А5 Роман Буздалин. К тому же продукты под СТМ более маржинальны, отмечает Буздалин. Цифр он не называет, но отмечает, что по некоторым продуктам маржа может быть выше на 60–80%, по другим – в два раза.

Собственные марки уже есть в ассортименте аптечных сетей «36,6» и «Ригла» (входит в группу компаний «Протек»). СТМ «36,6» представлены как в лекарственном, так и в нелекарственном сегменте, «Риглы» и А5 – только в нелекарственном. «Это сделано, чтобы не создавать конкуренцию фармпроизводителям», – говорит представитель «Риглы». А5 рассматривает возможность выхода в сегмент лекарств, например размещая заказы на мощностях производителей или создавая кобрендинговые продукты, рассказывает Буздалин.

По словам директора по развитию портфеля «36,6» Александры Вантье, аптечный ритейл находится в сложных условиях, связанных в основном с усилением государственного регулирования. Государство регулирует цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП): с 1 апреля 2010 г. их цена не может быть выше зарегистрированной в Минздравсоцразвития цены производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы. Средняя цена на ЖНВЛП за девять месяцев 2010 г. увеличилась до $3 за упаковку – на 6% к аналогичному периоду прошлого года; на лекарства, не входящие в перечень, – на 18% до $3,7 за упаковку, писал «Фармэксперт».

Производство товаров под СТМ позволяет встроить высокомаржинальную модель производителей в розничный бизнес и за счет этого обеспечить необходимую рентабельность, продолжает Вантье. По ее словам, общая маржа по СТМ – около 63%, при этом маржинальность в лекарственном сегменте – около 23%, в парафармацевтике и сопутствующих товарах – около 40%. Представитель «Риглы» говорит, что маржа в СТМ в два раза выше, но цифр не раскрывает.

До конца года А5 планирует вывести 300–400 позиций под СТМ, говорит Буздалин. К 2012 г. в планах А5 довести долю СТМ в структуре ассортимента компании до 10%, сообщала А5 в сентябре. В планах «Риглы» к концу 2011 г. довести долю СТМ до 4% в товарообороте и 8% – в валовой прибыли (на 30 сентября 2011 г. – 2,1 и 4,9% соответственно), указывала компания. «36,6» озвучивает планы на 2013 г. По словам Вантье, компания планирует довести долю СТМ до 32% в общем товарообороте (в августе Вантье говорила, что доля СТМ – 14%).

«36,6» и «Ригла» продают товары под своими марками не только в собственных аптеках, но и независимым игрокам. «Ригла» через дистрибутора «Протек» около 20% товаров под СТМ продает в другие сети и одиночные аптеки, говорит представитель сети. Товары под собственной маркой «36,6» представлены в магазинах парфюмерии и косметики и дрогери-форматах (например, «Подружка», «Гиперглобус» и магазинах детских товаров «Кораблик»), других аптеках («Столичные аптеки»), также компания сотрудничает с дистрибутором косметической продукции – Центральной дистрибуторской компанией, отмечает Вантье, но цифр не называет. В следующем году «36,6» планирует не менее 40% продавать на внешнем рынке и довести оборот оптового направления до 2 млрд руб., отмечает Вантье. Продажа товаров под чужими СТМ – редкая практика, говорил ранее директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов.