Долой роялти


Иностранные компании с советских времен платят за пролет над Сибирью, а также за неиспользованные частоты назначенных перевозчиков. Львиную часть денег получает «Аэрофлот», но часть перечисляет на развитие отрасли. В 2010 г. общие платежи составили 6,04 млрд руб., на 10,4% меньше, чем в 2009 г.

Россия возобновляет переговоры со странами Евросоюза об отмене транссибирских роялти, сообщил замминистра транспорта Валерий Окулов.

Россия начнет отменять плату за пролет уже с января 2012 г. – иностранным компаниям не придется платить за новые рейсы, пообещала министр экономического развития Эльвира Набиуллина еврокомиссару по торговле Карелу де Гюхту, пишет WSJ. А полностью роялти будут отменены с 2014 г. – останутся лишь аэронавигационные сборы. Впрочем, министр уточняет, что это произойдет, только если Россия присоединится к ВТО в следующем месяце. Сотрудник Минэкономразвития подтвердил эти планы. Формировать тарифы по аэронавигационным сборам будет Минтранс, добавил он. Представитель Минтранса от комментариев отказался.

«Аэрофлот» надеется получить от ВТО больший экономический эффект, чем от роялти, говорит сотрудник перевозчика (представитель от комментариев отказался). В частности, благодаря норме ВТО «о свободном перемещении рабочей силы» сможет привлекать иностранных пилотов, говорит собеседник: сейчас из-за дефицита летчиков их зарплаты «Аэрофлоте» одни из самых высоких в мире.

Но международный советник Debevoise & Plimpton Виктор Снегирев считает надежды «Аэрофлота» «призрачными». Вхождение в ВТО приводит лишь к «прозрачности таможенного режима». Например, к отмене пошлин на самолеты – и то лишь если Россия присоединится к «соглашению о торговле гражданскими воздушными судами», отмечает эксперт. Сейчас 20%-ные пошлины действуют на лайнеры вместимостью 50–111 и 160–219 кресел. Остальные можно покупать без пошлины, но в режиме временного ввоза.