В поиске новых клиентов

Каждый второй россиянин платит за медицинские услуги. Корпоративные клиенты – а они составляют львиную долю пользователей платных клиник – уже распределены по страховым компаниям. Надежда клиник на рост бизнеса – реформа в системе обязательного медстрахования

«Росгосстрах», в сентябре – октябре опросив 9500 жителей 35 городов страны с населением больше 500 000 жителей, выяснил: 51% жителей крупных городов пользуются различными формами платных медицинских услуг. Но при этом 70% лечатся в бесплатных государственных и ведомственных медицинских учреждениях. По данным аналитиков BusinesStat, за медицинские услуги платят 50,1% россиян (клиенты коммерческих клиник и люди, оплачивающие услуги врачей в государственных медучреждениях), к концу 2011 г. число пользователей коммерческой медицины может достичь 72,9 млн человек.

Российский рынок платных медицинских услуг в прошлом году составил 449,2 млрд руб., это на 15% больше, чем годом ранее, сообщала компания «Медси» (входит в АФК «Система») со ссылкой на данные BusinesStat. Пятая часть этой суммы (20% в 2010 г. и 21% в 2009 г.) пришлась на теневой сектор. По оценкам вице-президента «Медси» по маркетингу и продажам Влада Вольфсона, теневой сектор постепенно сокращается: если в 2006 г. теневые платежи составляли 26% от всего рынка платных медицинских услуг, то в 2010 г. – уже 20%. Оставшиеся деньги делятся между секторами добровольного медицинского страхования (ДМС) – 19% и в 2010 г., и в 2009 г. – и легальных платных услуг (61% в 2010 г. и 60% в 2009 г.), писала «Медси» со ссылкой на BusinesStat.

Доля продаж полисов ДМС физическим лицам мала – 3–5%, по данным заместителя гендиректора «Ингосстраха» Татьяны Кайгородовой. И не слишком выгодна самим страховщикам, признаются они. Полисы ДМС для физических лиц продают единицы из всех страховщиков, говорит вице-президент по медицинскому страхованию группы «Ренессанс страхование» Марина Тихонова. Более чем в 40% случаев индивидуальный клиент приобретает полис, если у него есть проблемы со здоровьем, приводит данные маркетинговых исследований заместитель директора центра андеррайтинга и управления продуктами медицинского страхования «Росно» Нина Егоркина. «Физик» старается отбить потраченные деньги регулярными визитами к врачу. Из-за того что «физик», покупающий страховку за свой счет, как правило, активно обращается за помощью, риски страховщика растут, контролировать и прогнозировать их сложно и страховщики вынуждены компенсировать риски увеличением стоимости полиса, говорит Гапеев.

Столичная коммерция

Больше всего пользователей платных услуг – в Московском регионе: 10,15 млн человек в 2010 г.  В Санкт-Петербурге и Ленинградской области в прошлом году услугами платной медицины воспользовались 3,35 млн человек (все – данные BusinesStat).

Застойное явление

Число пациентов, пользующихся услугами коммерческой медицины, за последние 10 лет росло незначительно, но стабильно; снижения не было даже в кризисном 2009 году, говорится в ответах BusinesStat на вопросы «Ведомостей». К коммерческой медицине BusinesStat относит все услуги платных клиник, а также сектор некассовых платежей (т. е. деньги, которые пациенты государственных и коммерческих клиник отдают лично в руки врачу).

Но сегмент корпоративного медицинского страхования уже исчерпал свой потенциал роста. ДМС как часть социального пакета работника становится все более распространенным, но число предприятий, которые могут позволить себе за него платить, существенно не увеличивается, говорит гендиректор Европейского медицинского центра (ЕМС) Артем Гапеев. В 2012 г. сегмент ДМС продолжит стагнировать, ожидает вице-президент по продвижению услуг клиники «Медицина» Ирина Селиверстова: можно ожидать разве что перераспределения клиентов между страховыми компаниями.

Обязательная надежда

Одним из основных факторов будущего спроса на медуслуги может стать реформа ОМС, считает Кайгородова из «Ингосстраха». С 1 января 2011 г. по закону об ОМС владельцы полиса обязательного медицинского страхования (а это 98% граждан России – данные «Медси») могут выбирать клинику, в которой будут лечиться, независимо от того, частная она или государственная.

Негосударственные клиники могут включиться в систему, направив заявление в территориальный фонд ОМС (раньше нужно было разрешение местных властей). Участие в системе позволяет частным клиникам расширить круг потенциальных клиентов, а также увеличить количество оказываемых услуг. Работа в ОМС могла бы помочь частным клиникам заполнить часы простоя специалистов днем, рассказывала гендиректор санкт-петербургской компании «Единые медицинские системы» Татьяна Романюк.

Но пока компании не спешат работать по ОМС. Основная причина, по которой частные клиники не идут в систему ОМС, – неполный тариф, действующий в большинстве регионов. Существующий тариф ОМС покрывает в среднем 20–30% рыночной стоимости услуги, говорит Вольфсон. «В ОМС первичный прием, в который включены прием врача, элементарные анализы и электрокардиограмма, стоит 72 руб., но в частной клинике только прием кардиолога оценивается примерно в 700 руб.», – говорил главврач одной из ростовских частных клиник. Существующие тарифы учитывают зарплату, инвентарь, но не включают затраты на аренду, коммунальные платежи, не покрывают издержки на амортизацию оборудования, отмечала Романюк. С 2013 г. полный тариф (включает в том числе расходы на коммунальные платежи, текущий ремонт) станет для всех регионов обязательным. Это, говорил ранее председатель Федерального фонда ОМС Андрей Юрин, привлечет в систему большее число клиник, сегодня в ней не работающих, например частных и ведомственных. Если тариф ОМС будет покрывать рыночную стоимость медицинских услуг, а государственная медицина все-таки придет либо к страховой модели, либо станет полностью бюджетной, на рынке произойдут позитивные изменения, считает Вольфсон.