«Мы не ожидали роста трафика в деревнях», - Денис Малышев, директор северо-западного филиала «Мегафона»

Почему «Мегафон» рассматривает приобретение мелких игроков, если строительство собственной сети обходится несколько дешевле покупки уже существующей, рассказал Денис Малышев

Благодаря приобретению «Петерстара» и «Метрокома «Мегафон» в прошлом году вышел в лидеры корпоративного рынка фиксированной связи, в этом году оператор приобрел у своего акционера «Телекоминвеста» интернет-оператора «Вэб плас».

2003

директор по региональному развитию «Дельта телекома»

2004

«Мобиком-центр» («Мегафон-центр»), с 2005 г. – гендиректор

2006

гендиректор ЗАО «Уральский джи эс эм», с 2009 г. – уральского филиала «Мегафона»

2011

директор северо-западного филиала «Мегафона»

Европейским путем

«В 2010 г. «Мегафон» реализовал на Северо-Западе около 165 000 интернет-модемов, за девять месяцев 2011 г. – более 180 000. Около 40% модемов находится в сети без движения. Их купили, принесли домой и не передвигают, но при этом пользуются. Около 30% от всех наших sim-карт пользуются интернетом так или иначе», – говорит Малышев. В телекоме Россия повторяет путь европейских стран с задержкой на три-четыре года. Дальнейшее развитие мобильного интернета в первую очередь будет происходить за счет роста количества пользователей, уверен он.

«Мегафон»

оператор мобильной и фиксированной связи. Выручка – 215,5 млрд руб. Чистая прибыль – 49,17 млрд руб. Основные акционеры – TeliaSonera (43,8%), «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (31,1%), Altimo (25,1%). По данным ACM-Consulting, «Мегафон» в Петербурге на конец сентября 2011 г. занимает 33,0% рынка сотовой связи по числу абонентов. Telecom Daily оценивает долю оператора на корпоративном рынке фиксированной связи примерно в 40%.

Далее – везде

У «Мегафона» на Северо-Западе связью третьего поколения охвачено 82% населенных пунктов. Компания будет продолжать поступательное, но агрессивное развитие, доводить эту цифру до 100%, обещает Малышев.

Директор северо-западного филиала «Мегафона» Денис Малышев не исключает новых приобретений на рынке интернета для физических лиц, хотя многие компании переоценены.

– На каком этапе находится интеграция с «Петерстаром»?

– С юридической точки зрения интеграция «Петерстара» в структуру «Мегафона» произошла 1 февраля, когда компания «Петерстар» прекратила свое существование в связи с присоединением к «Мегафону». Постепенно, в течение нескольких месяцев, мы выводили бренд «Петерстар» с рынка. Процесс интеграции мы начали также за несколько месяцев до того, как случилось юридическое объединение, сразу после приобретения «Мегафоном» «Синтерры».

Объединение мобильного и фиксированного бизнеса – сложный процесс, значительно различаются идеология подключения, работа с клиентами. Мы присматривались к людям, изучали бизнес-процессы, думали, как не потерять в процессе объединения то хорошее, что было в «Петерстаре». Было создано несколько рабочих групп, в которых, как правило, было два руководителя – со стороны «Мегафона» и со стороны «Петерстара».

Впереди дальнейшая оптимизация сети «Петерстара», унификация биллинга. После объединения с группой «Синтерра» мы получили вместе с «Петерстаром» около 18 000 корпоративных клиентов – это база, которую компания наработала за свою 15-летнюю историю. Примерно 30–35% клиентов «Петерстара» были одновременно клиентами «Мегафона». Именно этим клиентам мы могли сразу предложить комплексные пакеты услуг, включающие мобильную и фиксированную связь. Например, у авиакомпанию «Россия» обслуживало восемь операторов связи. После того как мы сделали им конвергентное предложение, «Мегафон» остался единственным поставщиком услуг для этой компании. В итоге их затраты на связь уменьшились в два раза, а наши доходы с этой компании увеличились в два раза. Конвергентная услуга – это больший объем услуг за меньшие деньги.

Нельзя сказать, что, предлагая и фиксированную, и мобильную составляющую, мы моментально победили всех других игроков. Но наше основное преимущество в том, что мы можем предоставить больше услуг за те же деньги. Число клиентов, которые используют нашу фиксированную и мобильную связь, выросло не меньше чем на 10%.

– Какая доля из 18 000 приходится на крупный бизнес?

– Здесь, наверное, может быть применим хрестоматийный принцип – 20% клиентов приносят 80% выручки.

– Сколько клиентов потеряно при присоединении?

– Если какие-то клиенты и ушли, то их немного.

– В какой стадии интеграция с «Метрокомом»?

– В скором времени мы примем одну из стратегий интеграции. Компания достаточно успешная, и у нас есть несколько сценариев ее развития: присоединение «Метрокома» или его части, используя опыт присоединения «Петерстара», развитие компании как нашей 100%-ной «дочки» для решения определенных задач. Корпоративная телефония, конечно, у них небольшая по сравнению с нашими объемами, она перейдет в «Мегафон» в любом случае.

– Какой отток клиентов был у «Метрокома» после покупки? У оператора очень большая доля госзаказов, и участники рынка ожидали, что после перехода в частные руки она может значительно сократиться.

– Существующих клиентов, в том числе базу госсектора, они не потеряли. «Метроком» в том виде, в том объеме бизнеса и с той эффективностью, которую он сейчас показывает, и 10 лет еще проживет.

– Увеличилось ли число новых подключений «Петерстара»?

– Подключения мы удержали на том же уровне. Доходы растут не самыми высокими темпами, но у нас вся телекоммуникационная отрасль уже не развивается так, как это было в конце 90-х – начале 2000-х гг., когда рост мог составлять 200–300% в год. Сегодня по отрасли в целом темпы роста – 5–7% в год. При этом в регионах, которые стремительно нивелируют цифровое неравенство, темпы роста могут быть больше.

– Что «Мегафон» планирует делать с «Вэб пласом»?

– Это достаточно устойчивая компания в своем сегменте, она работает в четырех районах, у нее 20 000 абонентов. О планах по этой компании мы сообщим дополнительно, когда примем решение.

– Но она работает по устаревшей технологии.

– Да, у них нет волоконно-оптических линий, они используют ADSL. У нас есть Псковская ГТС, она тоже работает по этой технологии. Это удивительно, но работает человек по ADSL – и ему хватает: ему не нужно ни волокна, ни Ethernet. Отток определенный есть, все-таки технологии уже лет 15 и она уходит с рынка. Но какое-то время она еще проживет. Есть такая проблема – если в доме уже существует сеть, то, чтобы проложить волокно в той же парадной и поменять оборудование, нужно снова договариваться с тем же ТСЖ.

– Вы будете прокладывать волокно?

– Проводной интернет на рынке физических лиц нам интересен. Будет это делать либо «Вэб плас» самостоятельно, либо «Мегафон» с присоединенным «Вэб пласом», но заниматься мы этим будем.

– Рассматриваете ли вы возможность развития на рынке интернета для физических лиц через приобретения?

– Конечно.

– Какие активы в сфере вашего внимания?

– Есть несколько путей развития. Самый простой – кого-нибудь купить, и тогда и его выручка, и его абоненты становятся твоими. Мы рассматриваем и крупных, и мелких игроков. На рынке идет консолидация, и мелкие игроки чувствуют к себе интерес, понимают, что в долгосрочной перспективе вряд ли смогут выжить. Конечно, я далек от мысли, что с 2012 г. все мелкие игроки исчезнут, но это вопрос нескольких лет. Игроки рынка понимают, что они интересны с точки зрения бизнеса, и стоимость активов на рынке сейчас завышена.

Я видел примеры, когда компании называли цену в три-четыре раза больше разумной. Есть простая методика оценки активов. Берется выручка компании, умножается на три – в первом приближении получается ее стоимость. Потом рассматриваются ее долги, обременения. Либо берется ее операционная прибыль – умножается на пять. Это два общепринятых ориентира.

Мы считали стоимость нового абонента на фиксированном ШПД. Оказалось, что строить собственную сеть процентов на 15–20 дешевле, чем покупать существующую.

Но надо понимать, что провести кабель в парадную, развешать рекламу – это еще не все. Если, к примеру, подключается 25% квартир в парадной – это очень хороший результат. Можно строить собственную сеть, и не факт, что удастся подключить необходимое количество абонентов. Покупка существующего игрока экономит время и позволяет гарантированно получить определенное количество абонентов. Хотя гарантии удержания существующей базы тоже нет. Может прийти кто-то и предложить такие цены, такие условия, что все твои абоненты уйдут к ним. Гарантий в бизнесе вообще никогда никаких нет.

– Как дальше пойдет консолидация на рынке?

– Если никто не будет покупать по завышенной стоимости, то стоимость компаний снизится. Если вы отслеживаете ситуацию, то должны заметить, что зачастую советы директоров разных компаний отклоняют покупку, потому что считают, что цена завышена.

– Что может стать драйвером роста мобильного бизнеса «Мегафона» в Петербурге?

– Передача данных. Услуга оказалась настолько востребованной, что мы себе представить не могли. Много раз было такое: сидим, думаем, везти ли базовую станцию третьего поколения в богом забытую деревню, где 50 домов. Потом везем, надеясь, что окупится лет через 15 в лучшем случае. Включаем – она через полдня уходит в перегрузку: мы везем вторую стойку.

Вчера нам из администрации президента переслали письмо, пришедшее из маленькой деревни. Если коротко, то Дмитрия Анатольевича просят посодействовать тому, чтобы «Мегафон», который недавно поставил там базовую станцию, увеличил скорость. На самом деле писем с просьбой провести мобильный интернет или увеличить скорость приходит много. Это говорит о том, что услуга пользуется огромным спросом.

В регионах нет проводной альтернативы. Мы не привязаны к тяжелой прокладке провода. Поэтому мы делаем все быстрее и дешевле. Цифры роста трафика сумасшедшие – за последние два года интернет-трафик вырос в 34 раза.

– А доходы от мобильного интернета насколько выросли?

– Не в 34 раза. Есть серьезный дисбаланс, который не может не беспокоить всех игроков рынка. Это проблема всей мировой телекоммуникационной отрасли. Потому что вкладываются огромные инвестиции, основная статья расходов – трансмиссия. Базовая станция еще стоит каких-то разумных денег, но по обычной релейке, которой было достаточно для передачи голосового трафика или sms, третье поколение и интернет уже не помещаются в емкость. Поэтому мы строим волоконно-оптические линии связи, а это удовольствие недешевое.

– Сколько вы уже инвестировали?

– По России более 160 млрд руб. за три года. Конкретной цифры по Северо-Западу привести не могу, но это миллиарды рублей в год.

– И каким образом можно преодолеть дисбаланс между затратами и доходами?

– Если б я знал, как это можно преодолеть, то «Мегафон» сейчас озолотился бы. Хотя, конечно, если один поймет, то все остальные посмотрят и быстро начнут делать точно так же. Я думаю, рынок рано или поздно придет к тому, что трафик передачи данных будет сегментироваться с точки зрения цены по приоритетам – время суток, скорость, надежность, защищенность.

Мы, может быть, первые попробуем эти вещи сделать. Наши технические специалисты пересчитали минуту голосового трафика в мегабайтах и посмотрели общий объем: 1% емкости приходится на голос, а 99% – передача данных.

– А в доходах как эта ситуация выглядит?

– По-другому. Примерно 12% от наших доходов по России – это передача данных. На Северо-Западе похожая ситуация.

Когда были введены безлимитные тарифы, условно безлимитные, всеми игроками, абоненты жаловались на то, что сильно ухудшилось качество после этого.

Это совершенно объективно. Радиопланирование и емкость сети сильно зависит от количества пользователей – чем больше нагрузка, тем сильнее сжимается радиус соты, даже появляются дырки в сети.

– Планируете ли вы развивать на Северо-Западе связь четвертого поколения?

– Планы есть, но для этого, во-первых, необходимо решить проблему с частотами. Частот не хватает: они заняты различными структурами, в том числе военными. Во-вторых, проблема с транспортом трафика. Здесь «Мегафон», наверное, занимает более выигрышное положение по сравнению с конкурентами, потому что благодаря волокну, которое мы сейчас строим, у нас самая развитая сеть. Третий аспект, от которого многое зависит, – это банальное наличие на рынке телефонов, которые поддерживают четвертое поколение. В противном случае... зачем это все?

– Когда появится четвертое поколение, то инвестиции в 3G вообще потеряют актуальность?

– Нет, не потеряют, потому что, как я говорил, львиная доля наших инвестиций – в транспорт. Это то, без чего четвертое поколение невозможно. Волокно, которое мы строим, останется. Радиочасть надо будет поменять, плюс core – ядро сети. По сравнению с тем, что мы сейчас тратим на волокно, это относительно не очень большие деньги, но в любом случае миллиарды рублей. Но тем не менее наличие транспортной сети значительно удешевит развертывание сети 4G. Мы сейчас создаем фактически инфраструктуру для дальнейшего развития.

– Будет ли сокращаться доля голоса в доходах?

– Будет, но не в разы. Я думаю, меньше 60% она не упадет в ближайшие лет пять.

– Недавно вы запустили в Санкт-Петербурге оплату проезда на городском общественном транспорте с помощью технологии NFC. Речь о нем шла еще год назад. С чем связан перенос?

– Кроме нас, в этом проекте задействовано еще несколько партнеров. Когда мы начинали проект, у нас было согласованное видение того, как он будет развиваться, но потом сменились правила, требования, пожелания. Мы в спешном порядке стали подстраиваться. И теперь оплатить можно не только метро, но и наземный городской транспорт. Наш «Мегачип» продается в салонах «Мегафона», чипов закуплено несколько тысяч.

– Рекламировать будете?

– Посмотрим. Сейчас мы больше внимания уделяем тому, что у нас в метро тоннели покрыты 3G. Это для нас ключевое, что мы можем продвигать. Можно сказать, мы прибавляем по два часа свободного либо рабочего времени нашим абонентам каждый день. Абонент может ехать, проверять почту, делать многое, чего он раньше делать не мог, в дороге. Помните, я говорил, что мы не ожидали роста трафика в деревнях? Мы не ожидали такого роста трафика и в метро. Он вырос в разы.