Вектор


Газовые игры

Болгария может стать первой страной ЕС, которая получит азербайджанский газ, минуя Россию. Такие заголовки пестрели вчера в российских и западных агентствах. У Азербайджана есть излишки газа и он готов начать экспорт в Болгарию, а также увеличить поставки в Турцию, заявил советник главы азербайджанской госмонополии Socar Мурад Гейдаров. Еще один заголовок: президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов 22–25 ноября посетит Китай и подпишет новое соглашение о сотрудничестве в газовой сфере (о чем сообщил китайский МИД). Болгария, Турция и Китай важны для России. Первая почти полностью зависит от российского газа, это аргумент в очень многих переговорах. Турция – один из крупнейших клиентов «Газпрома», но снижает закупки российского газа. К тому же Анкара никак не согласует новый многомиллиардный проект – газопровод «Южный поток». А Китай – один из самых перспективных клиентов, но «Газпром» много лет не может договориться с ним о цене: слишком дешево КНР получает туркменский газ. Так что все эти новости Москва обязательно должна учитывать. Хотя, конечно, есть и «но». Например, поставки в Болгарию могут начаться, как только появится труба между Турцией и Болгарией (о чем еще в июне говорили чиновники двух стран, называя и возможные сроки – 2014 г.). А Азербайджан и Туркменистан могут продавать свой газ и России, если та предложит хорошую цену. В общем, игры на газовом рынке будут всегда. И всегда будет вставать вопрос, что важнее – прибыль или политические дивиденды.

Советуйтесь с пассажирами

РЖД нарушила антимонопольное законодательство, отменив обычную электричку и заменив ее комфортабельным экспрессом в час пик, решила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Такое решение служба приняла по итогам рассмотрения жалобы неназванного гражданина – того не устроило, что следующий с Курского вокзала экспресс имеет почти вдвое меньше мест, чем обычная электричка, а стоимость проезда при этом повысилась вдвое. Более того, заменяя обычный рейс скоростным, РЖД не посоветовалась с пассажирами и теперь ей, а также пригородным перевозчикам (в частности, Центральной ППК, контроль в которой скупают владельцы «Аэроэкспресса») придется интересоваться их мнением, отдельно отметила ФАС.

Это наверняка составит проблемы и РЖД, и ЦППК: экспрессов на подмосковных направлениях должно появиться больше, а на этих направлениях через пару лет должны начать ездить новые поезда «Ласточка». Это точно не приведет к сокращению цен на билеты, что вряд ли обрадует пассажиров. Теперь и пригородным перевозчикам, и РЖД придется с ними как-то договариваться. К слову, то же самое теоретически может касаться и рейсов «Сапсана» – два года назад, запуская эти поезда, РЖД также отменила несколько рейсов обычных пригородных электричек, что возмущало многих жителей Подмосковья.