Выигрышная карта

Городская администрация собирает в проект «Подорожник» все проекты оплаты проезда в городском транспорте с помощью бесконтактных технологий

К «Подорожнику», запущенному в мае комитетом по транспорту и ГУ «Организатор перевозок», присоединяются партнеры, говорит представитель комитета. NFC-чипы (Near Field Communication, позволяет передавать информацию на расстояние до 10 см) собственной разработки и приложение для мобильного телефона, позволяющее вносить оплату, уже начал продавать «Мегафон». Банковские карты с приложением «Подорожник» летом начал эмитировать банк «Русский стандарт». Недавно к проекту присоединилась «Карта гостя», распространяемая среди туристов. На ней зарезервировано 100 руб. на оплату городского транспорта.

Накрыло «Подорожником»

Партнеры: Банк «Русский стандарт» (выпускает карты) «Мегафон» (предлагает NFC-чипы для мобильных телефонов) «Карта гостя» (выпускает карты) Ведут переговоры о партнерстве: Банк «Санкт-Петербург» (выпускает карты) «Вымпелком» с Ambiq Technology (предлагают NFC-чипы для мобильных телефонов) «Школа онлайн» (выпускает карты) Банк «Таврический» (планирует запустить систему, позволяющую вносить деньги на «Подорожник» с любой банковской карты через интернет-сайт)

За полгода продано около 34 000 карт. Каждый месяц растет количество пополнений карт, рассказывает представитель комитета: в июле было зафиксировано 28 000 платежей, в октябре – более 100 000. Пассажир вносит на карту от 21 до 15 000 руб. и может оплачивать ею проезд на всех видах муниципального транспорта. Средняя сумма взноса – 400 руб. В зависимости от количества поездок за месяц стоимость одной может снижаться до 18 руб. на метрополитене и до 14 руб. на наземном транспорте. Средства аккумулируются на расчетном счете ГУ «Организатор перевозок» в Сбербанке.

По данным комитета по транспорту, ежедневно муниципальными автобусами, троллейбусами и трамваями пользуется 2,5 млн человек, метрополитеном – 2,3 млн человек. В Петербурге действует 21 вид электронных проездных билетов для разных категорий.

Требование городской администрации присоединиться к проекту усложнило его, пришлось в спешном порядке адаптировать уже созданную систему к «Подорожнику», говорит менеджер одного из участников проекта. Самостоятельно проект можно было бы реализовать проще и дешевле и остановиться только на метрополитене, полагает он. По словам чиновника комитета по транспорту, переговоры о вхождении в проект ведутся еще с несколькими банками и нефинансовыми организациями. До «Подорожника» в тестовом и коммерческом режиме функционировало несколько систем оплаты проезда, но администрация предложила объединить их для удобства пассажиров, объясняет он.

«Подорожник» собирает разработки систем оплаты проезда в общественном транспорте последних двух лет и новые проекты. С конца 2009 г. пополнять бесконтактную карту проезда в метрополитене можно через банкоматы банка «Санкт-Петербург», а с прошлого года с помощью одной из карт банка можно оплатить проезд в метро. В прошлом году американская компания Ambiq Technology предложила городским властям свою систему платежей в метро – с помощью NFC-чипа, совмещенного с sim-картой любого мобильного телефона, и обсуждала такую же возможность на наземном транспорте. Ambiq Technology будет продавать свои чипы вместе с «Вымпелкомом», говорит представитель сотового оператора. По его словам, проект также присоединится к «Подорожнику». «Санкт-Петербург» завершает переговоры о вхождении своей системы в «Подорожник», сообщил представитель банка. Чиновник комитета по транспорту это подтверждает.

«Подорожник» уже известен петербуржцам, изобретать альтернативную систему бессмысленно, считает представитель «Санкт-Петербурга». С ним соглашается Михаил Денисенко, гендиректор проекта «Школа онлайн», также ведущий переговоры о присоединении к «Подорожнику». «Школу онлайн» развивает компания, близкая к контент-провайдеру I-Free. «Школа онлайн» оборудует школы системой контроля входа и оплаты питания в столовых с помощью бесконтактной NFC-карты. Система уже работает в 38 петербургских школах, говорится на сайте «Школы онлайн». На карты сотрудников учебных заведений может быть установлено приложение «Подорожника», а школьники смогут пользоваться своей картой для льготной оплаты проезда, объясняет Денисенко.

В середине прошлого года соучредитель и исполнительный директор Ambiq Technology Миша Розенберг оценивал затраты на разработку в сумму около $7 млн. Другой потенциальный участник «Подорожника» оценивает базовую разработку в 100–150 млн руб. Добавление к проекту наземного транспорта потребовало доработки системы, инвестиции увеличились еще примерно на 10 млн руб., говорит он.

С ГУП «Метрополитен», имеющим право самостоятельной хозяйственной деятельности, было проще договориться напрямую, уточняет он. Подключающиеся к «Подорожнику» рассчитывают в первую очередь на комиссионные, которые платит комитет по транспорту, – эмитент карты получает около 2,5% от суммы платежей. Самую большую выгоду получает расчетный банк системы, у которого возникают средства на счетах, ведь «Подорожник» предусматривает предоплату, рассказали «Ведомостям» два потенциальных партнера проекта. Расчеты ведутся через Сбербанк, сказал представитель комитета по транспорту, отказавшись уточнить условия выбора и работы с партнерами по «Подорожнику».