Чубайс даст на чугун

«Камаз-металлургия» модернизирует производство чугуна с помощью нанотехнологий и надеется на участие «Роснано» в финансировании проекта

ОАО «Камаз-металлургия»

Металлургическое предприятие. акционер: ОАО «Камаз» (100%). Финансовые показатели (2010 г., РСБУ): выручка – 12,6 млрд руб., чистая прибыль – 279,6 млн руб.

«Камаз-металлургия» рассчитывает получить от корпорации «Роснано» 7,5 млрд руб. на модернизацию литейного производства, рассказал «Ведомостям» источник в правительстве Татарстана. Научно-технический совет «Роснано» одобрил проект «Создание литейного производства с применением наномодификаторов автокомпонентов блочной, поршневой и картерной групп», теперь его рассмотрит инвестиционный комитет корпорации, говорит он. В прошлую пятницу на совещании в Казани с главой «Роснано» Анатолием Чубайсом генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин сообщил, что, если проект состоится, «это будет технологический прорыв». Детали проекта он не раскрыл, сотрудник пресс-службы автозавода также не стал сообщать подробности. Представитель «Роснано» сказал, что до подписания инвестиционного соглашения информацию о проектах корпорация не раскрывает.

Стоимость проекта – 9,5 млрд руб., «Камаз» выделяет 2 млрд руб. и к середине ноября вложил 200 млн руб., знает чиновник правительства РТ.

Новая технология предполагает использование в чугунно-литейном производстве «Камаз-металлургии» модификатора на основе углеродных наночастиц. Рецептуру и технологию модификатора разработало минское научно-производственное предприятие «Эвтектика». Добавление в чугун наночастиц позволяет на 20% увеличить его прочность при сохранении всех остальных характеристик (пластичность, твердость, химический состав), рассказал чиновник. Увеличение прочности чугуна позволяет снизить толщину стенок деталей (а следовательно, уменьшить массу конечного устройства) либо увеличить срок службы деталей, пояснил он. Когогин говорит, что проект будет реализован вне зависимости от того, примет ли в нем участие «Роснано»: «Оставлять литейное производство на таком уровне, как сейчас, – это слишком расточительно».

«Камаз-металлургия» объединяет литейный и кузнечный заводы, специализируется на производстве литья и поковок для автомобильного и железнодорожного машиностроения. Основной потребитель продукции предприятия – «Камаз», автозавод всегда «раскупал ее на корню», говорит ведущий эксперт УК «Финам-менеджмент» Дмитрий Баранов. «После того как компанию [«Камаз-металлургия»] выделили в отдельное юрлицо, она стала поставлять часть продукции на рынок, но основные объемы по-прежнему уходят на «Камаз», – продолжает Баранов. Он полагает, что модернизация проводится для того, чтобы в первую очередь улучшить качество уже производимой продукции для «Камаза». Возможно, проект позволит увеличить и долю «Камаз-металлургии» на рынке, но незначительно – «лишь на десятые доли процента», оценивает эксперт перспективы проекта.