Вектор


Маловато будет

Белоруссию все-таки не устроила оценка «Камаза» и МАЗа, выполненная Ernst & Young (E&Y) для создания на базе двух автопроизводителей холдинга «Росбелавто». Правительство Белоруссии объявило конкурс на выбор второго оценщика МАЗа, сообщило «Прайм» со ссылкой на первого заместителя гендиректора белорусского завода Анатолия Дедкова. Ранее источники, знакомые с оценкой, говорили, что E&Y (была выбрана оценщиком российской стороной по согласованию с белорусским правительством) оценила МАЗ всего в $800 млн, но эта сумма просто смешная, заявил Дедков. Ведь «Камаз» стоит дороже – примерно в 2–2,5 раза. Пока идет уточнение этой оценки, окончательные цифры должны появиться через неделю-две. Но вообще-то сразу было понятно, что российское предприятие стоит дороже – объемы его бизнеса в несколько раз больше, удивлялся источник «Ведомостей», близкий к «Камазу». Впрочем, год назад, когда только появилась информация о переговорах по созданию холдинга, было ясно и то, что быстро они не закончатся: Белоруссия всегда пыталась продать активы очень дорого. И сейчас правительство этой страны действует по привычному сценарию, набивая цену МАЗу. Вопрос лишь в том, хватит ли у «Камаза» и его акционеров терпения торговаться и дальше.

Попали в сети

Последние несколько лет российские издатели вовсю готовились к смерти печатных СМИ под напором интернета, одновременно пытаясь найти способ противостоять такой напасти. Но понемногу «похоронной» риторики все меньше. Стало ясно, что многие издатели уже вовсю экспериментируют с новыми медиа, пытаются заработать на версиях журналов и газет для планшетников, привлечь аудиторию из социальных сетей и т. п. Причем часто делают это с привычным размахом, набирая десятки новых людей и инвестируя миллионы рублей. И в итоге набивают шишки и теряют деньги. Как именно СМИ будут зарабатывать в сети – еще большой вопрос. Опытнейший Руперт Мердок тут в таком же положении неофита, как и любой российский издатель. Те, кто уже попытался приручить интернет, теперь советуют остальным: вкладывайте понемногу, идите сразу в нескольких направлениях, научитесь быстро закрывать неудачные проекты и взамен тут же начинать новые. Станьте венчурным инвестором: знайте, из 10 проектов получится только один. Трудно, но особого выхода нет, кивают другие издатели и рассказывают: даже те немногие инвесторы, готовые вкладывать в медиа, не реагируют на обещание запустить еще 10 новых самых лучших журналов, но всегда могут дать деньги под модные веб-приложения или новый Huffington Post.

Вовремя спохватился

В сентябре 2011 г. крупнейший в мире, но второй в России интернет-поисковик Google лишил пользователей своего браузера Chrome возможности при первой загрузке выбирать поисковую систему, которой те станут пользоваться по умолчанию. Теперь «поисковик по умолчанию» в Chrome один – сама Google. Это, конечно, логично, но выбор момента для этого шага весьма любопытен. Дело в том, что на протяжении четырех месяцев – с мая по август 2011 г. – лидером по количеству русскоязычных поисковых запросов в Chrome была вовсе не Google, а «Яндекс». Это следует из данных онлайн-счетчика Liveinternet.ru, которые приведены в материалах «Яндекса», подготовленных для отраслевой конференции Morgan Stanley. Доля Google в российских поисковых запросах через Chrome с начала 2011 г. падала, а «Яндекса» – росла, и в мае российский поисковик обыграл американского, можно сказать, на его же поле. После этого Google и привязала Chrome к собственному поиску, благодаря чему ее доля в поиске через Chrome почти вернулась к уровню начала 2011 г. Конечно, это нельзя назвать несправедливым отношением к конкуренту: все-таки Chrome – собственная разработка Google и вполне может давать какие-то преференции самой компании. Но и честным такое поведение назвать как-то язык не поворачивается.

Приказ на будущее

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) потребует раскрывать информацию и от поручителей по выпуску облигаций. Для выпусков часто используются специальные структуры, а ответственность, как правило, берут на себя материнские компании. Но если поручитель – не публичная компания, она не раскрывает информацию о своем финансовом положении, хотя она важна для инвесторов, сказал замначальника управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР Павел Филимошин. Сейчас примерно 90% выпусков облигаций осуществляется с поручительством, из них около половины обеспечивается непубличными компаниями. Планируется обязать таких поручителей раскрывать информацию в таком же объеме, как и эмитентов облигаций, – годовую и квартальную отчетность, информацию о существенных сделках, участниках или акционерах. Соответствующий приказ уже направлен на регистрацию в Минюст. Участники рынка эту инициативу ФСФР приветствуют, однако отмечают, что именно сейчас острой необходимости в подобном раскрытии нет. Причина в том, что после 2008 г. облигации выпускают в основном компании первого и второго эшелона, а основной риск, ради которого и стоит ввести такую норму, в мелких эмитентах. Многие из них допустили дефолты в кризис 2008 г., и зачастую вернуть деньги было крайне сложно, поскольку «поручители просто испарялись». Впрочем, ситуация в мировой экономике ухудшается. Если тенденция продолжится, инвесторам новый приказ ФСФР еще пригодится.