Филантропия с пустым кошельком

Кризис не мог не сказаться на корпоративной филантропии в США. Из-за роста безработицы увеличивается и потребность в помощи, тогда как зарабатываемая прибыль компаний сократилась. Положение спасают неденежные пожертвования фармацевтических компаний, благодаря которым общий объем средств, выделяемых на благотворительность, растет

У крупнейшего инвестбанка США – Goldman Sachs – с 2007 г. действует программа Goldman Sachs Gives («Goldman Sachs жертвует»). Эта программа выделяет гранты благотворительным организациям по рекомендации нынешних и бывших партнеров банка. В 2009 г. Goldman Sachs, по его собственным данным, пожертвовал $500 млн, в 2010 г. – $320 млн. За последние пять лет банк выделил $20 млн на помощь некоммерческим организациям, которые помогают раненым и получившим увечья участникам военных действий адаптироваться к гражданской жизни. Такие организации помогают ветеранам с поиском работы и оказывают поддержку и консультируют их семьи. Еще $20 млн Goldman пожертвовал на строительство средней школы в Гарлеме. Открытие школы запланировано на 2012 г. Она рассчитана на 1200 детей, которые будут в ней заниматься начиная с детского сада и до поступления в колледж. $60 млн в строительство школы вложит департамент образования Нью-Йорка. Goldman также поддерживает просветительские организации, работающие с бедными районами, программы дополнительного образования, образовательные и культурные программы для студентов со всего мира. Партнеры Goldman рекомендовали благотворительному фонду банка выделить гранты на сумму более $40 млн для сотни колледжей и университетов по стипендиям для нуждающихся. Последние два года Goldman помогает департаменту Нью-Йорка по делам молодежи и развития города финансировать программу создания летних рабочих мест для молодежи.

В 2010 г. 184 компании США, из которых 63 входят в сотню крупнейших в стране по версии журнала Fortune, потратили на благотворительность более $15,5 млрд, говорится в отчете Corporate Giving Standard (CGS), подготовленном Комитетом по поддержке корпоративной филантропии (CECP). Средний размер годового взноса – $22,1 млн, или $628 на сотрудника.

В абсолютном измерении самыми щедрыми оказались крупные корпорации. У компаний из рейтинга Fortune-100 средний чек на благотворительность превысил $53 млн. Самые большие отчисления были у компаний, работающих с потребительскими товарами первой необходимости, – в среднем $37,06 млн. За ними следуют энергетические ($34,27 млн) и финансовые компании ($24,72 млн), затем компании, работающие с розницей не первой необходимости ( $22,84 млн), и сектор здравоохранения ($22,1 млн).

Самую большую долю от выручки – 0,26% – на благие дела потратили компании здравоохранения. Второе и третье места занимают компании, работающие с розницей не первой необходимости (0,23%), и финансовые компании (0,14%). Компании, работающие с розницей не первой необходимости, отдали на благотворительность 2,19% прибыли до выплаты налогов, компании сектора здравоохранения – 1,66%, промышленные компании – 0,99%.

С начала кризиса и в том числе из-за высокой безработицы необходимость в корпоративной благотворительности в США становится все острее. В 2010 г. 68% некоммерческих организаций, участвовавших в опросе GuideStar (собирает информацию о некоммерческих организациях), испытывали большую необходимость в средствах благотворителей, и лишь 36% отчитались об увеличении подобной помощи.

Между тем увеличивать бюджеты на благотворительность многим компаниям сейчас не из чего. Далеко не у всех финансовые показатели вернулись на докризисный уровень. 54% компаний, участвовавших в опросе CGS, в 2010 г. заработали меньшую прибыль, чем в предкризисном 2007 году. Тем не менее 68% компаний, у которых упала прибыль, расходы на благотворительность не сократили, а увеличили. В 2007 г. компании, опрошенные CGS, выделяли на благотворительность в среднем 0,99% прибыли до уплаты налогов, в 2008 г. – 1,23%, в 2009 г. – 1,13%, в 2010 г – 1,04%.

На расходах на филантропию кризис отражается с запозданием. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. у многих компаний прибыль резко сократилась, однако в 2008 г. 62% компаний из отчета CGS либо увеличили расходы на благотворительность, либо сохранили на прежнем уровне. В 2009 г. компании уже резали бюджеты на благотворительность. Это сделали 58%, большинство – на 10% и более. В 2010 г. тренд переменился – 59% компаний увеличили расходы на филантропию, большинство из них – на 10% и более.

Сильнее всего увеличились денежные пожертвования (+22%), объем пожертвований через специальные фонды вырос на 6%, неденежные пожертвования – на 7%.

Увеличить траты на благие дела компании смогли не только благодаря улучшению финансового положения. Этому способствовали и сделки по слияниям и поглощениям – иногда совокупный бюджет на благотворительность объединенных компаний оказывался больше, чем у тех же компаний до объединения. Фармацевтические компании больше инвестировали в программы помощи пациентам, не имеющим адекватной страховки (PAPs). Были разработаны программы специально для тех, кто недавно лишился медицинской страховки.

Природные катастрофы, на которые был богат 2010 год, побудили многие компании выделить деньги на пожертвования сверх бюджета. Больше всего таких средств было потрачено из-за землетрясений на Гаити, в Чили, наводнения в Пакистане, разлива нефти из скважины, разрабатываемой British Petroleum, и урагана «Алекс» в Мексиканском заливе. В 2011 г. вряд ли эта тенденция изменится – год начался с землетрясения и цунами в Японии.

С 2007 г. общий объем пожертвований вырос на 23%. Но эта цифра обманчива, о серьезном росте говорить пока рано. Львиная доля этого роста – $2 млрд из $2,47 млрд – приходится на десяток компаний. Пять из них – фармацевтические, которые стали активнее участвовать в PAPs. Еще пять компаний жертвовали на разные добрые дела, в первую очередь на помощь жертвам природных катастроф. Неденежные пожертвования с 2007 г. увеличились на 39% в основном благодаря сектору здравоохранения – на его долю приходится три четверти общего объема. Главную лепту вносят фармацевтические компании, делающие пожертвования в основном в форме лекарств.

Филантроп из BofA

На благотворительном обеде в Нью-Йорке в середине октября сооснователь и гендиректор фонда прямых инвестиций Blackstone Стивен Шварцман позволил себе шутку в адрес гендиректора крупнейшего банка США – Bank of America – Брайана Мойнихана и его брата Патрика, священника и миссионера. «Патрик управляет католической школой-интернатом на Гаити, – сказал Шварцман, – родители [Брайана и Патрика] должны гордиться, что их сыновья – руководители плохо финансируемых некоммерческих организаций». Среди присутствовавших на обеде в Waldorf Astoria были мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, прокурор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо и различные топ-менеджеры Уолл-стрит. Шутку Шварцмана оценили: зал смеялся, и даже Мойнихан сделал попытку улыбнуться.

За шуткой Шварцмана стоит невеселая истина – для банков США кризис не ограничится списаниями активов на сотни миллиардов долларов. Даже сейчас перспективы у них не особенно радужные: многим грозят судебные иски, в Европе продолжается кризис, а за счет рискованных сделок бизнес не нарастить – регуляторы требуют, чтобы банки сворачивали наиболее рискованные операции и одновременно увеличивали уровень капитала.

Тем не менее у «плохо финансируемой некоммерческой организации» BofA действует 10-летняя благотворительная программа объемом $2 млрд (данные с официального сайта банка). Программа предназначена для помощи некоммерческим организациям, «занимающимся улучшением благосостояния и жизненной активности своих сообществ».

В 2010 г. благотворительный фонд BofA пожертвовал более $200 млн. $1 млн из этих денег был направлен на помощь жертвам землетрясения на Гаити, $50 000 – пострадавшим от наводнений в Род-Айленде и Массачусетсе. BofA спонсировал марафон в Чикаго, от которого город получил $140 млн, а $10 млн были направлены на благотворительность, и вложил $500 000 в развитие фитнеса для молодежи в Чикаго. Грант на сумму $500 000 банк выделил YouthBuild USA, которая помогает получить «зеленое» образование молодежи. В 2010 г. BofA запустил новую программу на $1 млн в год на реставрацию и реконструкцию исторического наследия. В 2011 г. BofA выделил 100 млн иен ($1,22 млн) Японии для помощи пострадавшим от землетрясения и цунами, $200 000 и $50 000 – Алабаме и Массачусетсу соответственно, где прошли торнадо, $250 000 – жертвам ураганов в разных штатах и $75 000 – пострадавшим от лесных пожаров в Техасе. $1 млн BofA потратил на поддержку Паралимпийских игр и столько же – на оплату труда молодых людей, работающих в качестве интернов в некоммерческих организациях летом. Грант BofA получил профессор финансов London Business School Кристофер Хеннесси, также читающий лекции в Российской экономической школе.

Благотворительность для благотворителей