"Спящая красавица" в Большом: идеальное средство для релаксации

В Большом вновь появилась «Спящая красавица». Создание Петипа в редакции Юрия Григоровича предстало настолько помпезным и роскошным зрелищем, что едва не затмило богатейшее убранство недавно реконструированного здания
Дамир Юсупов, Большой театр

Своим новым обликом этот знаменитый классический балет обязан старейшему итальянскому сценографу Эцио Фриджерио. Поклонники балета почитают его за сотрудничество с Роланом Пети и Рудольфом Нуреевым. Знатоки оперы и драмы знают мастера как соратника титана мирового театра Джорджо Стрелера. Эцио Фриджерио – мастер нарядных интерьеров и открытых, бесконечных пространств. В лучших спектаклях Фриджерио, несмотря на вполне реалистичные декорации, много воздуха и легкого дыхания. Казалось бы, что может быть лучше для «Спящей», этой «энциклопедии классического танца», рассказывающей и о дворцовых церемониалах, и о сказочном волшебстве, и о несокрушимом могуществе вечных сил?

Начало спектакля показалось многообещающим. Поднялся изысканный занавес просцениума, похожий на титульный лист старинной книги, открыв гигантскую дворцовую площадь в раме массивных колонн. Затейливое литье ворот, мрамор и позолота – все одновременно и неправдоподобно сказочное, и настоящее. Золото лож Большого театра естественно и великодушно продолжает линии, заданные художником на сцене. А пейзаж с ротондой, окруженной водной гладью с застывшими кораблями, уводит в дали дальние. Теплые, пастельные тона костюмов переливаются золотыми нитями и каменьями. Художница Франка Скуарчапино проявила вкус и чувство фактуры, зная, что вышивка и кружево ручной работы не поддаются имитации. Мягкие цветные пятна в слаженных движениях кордебалета и солистов ткут антикварную шпалеру, чуть выцветшую от времени. Порой костюмы выглядят несколько тяжеловесно, но исключительно благодаря декору, а не материалам. И фея плавная Сирени Марии Аллаш, и доброжелательные феи (среди которых особенно выделяется непосредственная Анастасия Сташкевич) легки и виртуозны.

О том, какие картины последуют после такого пролога, приходилось только гадать. Увы, ожидания не оправдались. В дальнейшем декорации практически не менялись. Лишь уснувшее на сто лет королевство Флорестана обильно поросло плющом, но архитектура осталась прежней. Именно здесь, на заброшенной дворцовой площади, а не в таинственном лесу встречает теперь Дезире фею Сирени. Но судьбоносный договор волшебницы и принца по-прежнему продолжается дивным кордебалетом нереид, правда запредельно затянутым во времени. В адажио второго акта оркестр под руководством Василия Синайского зачем-то решил усыпить и зрителей, хотя все остальное играли образно и ярко, явно наслаждаясь самой счастливой партитурой Чайковского.

Знаменитую панораму – путешествие по лесной реке в спящий дворец – изъяли за ненадобностью. Плыть теперь некуда – обогнули ротонду, и уже в спальне Авроры. Не сказка, а всего-навсего игра в приключение. И излишнее усердие феи Карабос в зловещем исполнении Алексея Лопаревича на таком фоне тоже показалось весьма странным. Концепция Григоровича, обостряющая столкновения мрака и света, идеально читавшаяся в философских декорациях Симона Вирсаладзе прежней редакции, в новой обстановке не прижилась. Важный для балетмейстера пафос вечной борьбы оказался не нужен в благополучном, устойчивом мире, где поселилась новая «Спящая» Большого театра. Первая балетная премьера сезона – истинное дитя нашего времени, гламурная сказка, мощное средство релаксации после напряженных трудов. Но и балетоманам есть на что посмотреть. Труппа театра продемонстрировала отменную форму и премьерный энтузиазм. А прима Светлана Захарова и ее американский партнер Дэвид Холберг тактично соединили эпоху Петипа и современность, доказав, что вместе с галантными манерами и безупречной виртуозностью даже гламур может быть очень умным и стильным.