Письмо


Английский суд в России

На статью «Суд над российским бизнесом» (№ 212 от 10.11.2011, стр. 04)

В своей статье Александр Верещагин указал: «...для исполнения английского решения необходимо его признание в российском арбитражном суде. Оно бывает более или менее автоматическим лишь в отношении судебных решений из тех государств, с которыми у РФ есть договор о правовой помощи, а с Великобританией такой договор отсутствует. Доказывать же в качестве альтернативной опции, что решения российских судов стабильно признаются в Англии, и требовать признания английского решения в России на зыбком основании так называемого принципа взаимности есть затея вполне безнадежная».

Последнее утверждение безосновательно. Еще в 2002 г. Верховный суд РФ указал на возможность приведения английских решений в исполнение в России на основании принципа взаимности (дело № 5-Г02-64). В 2006 г. целый ряд западных банков добились приведения в исполнение решения Высокого суда правосудия Англии и Уэльса о взыскании в их пользу с ОАО «Нефтяная компания «ЮКОС» $475 284 466,67 (см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа по делу № КГ-А40/698-06-п). Кстати, банкротство данного ОАО было инициировано именно на основании такого решения.

В 2009 г. ВАС РФ признал правильным приведение в исполнение в России решения Окружного суда города Дордрехта (Нидерланды) в отсутствие международного договора между этой страной и Россией: «Кроме того, выводы судов не противоречат сложившейся практике как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции, свидетельствующей об исполнении судебных актов в отсутствие двустороннего международного договора, что само по себе не является препятствием для признания и приведения в исполнение на территории Российской Федерации решения иностранного государственного суда» (дело № ВАС-13688/09). Не такая уж и зыбкая ситуация в интересном вопросе о юридической силе иностранных судебных решений.

Александр Муранов, доцент МГИМО, управляющий партнер коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»