Закон под поезд

Депутаты в спешке принимают поправки в закон о концессиях: без них иностранные компании не смогут участвовать в строительстве скоростных железных дорог к чемпионату мира по футболу в России в 2018 г.

Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении проект поправок в закон «О концессионных соглашениях». Они позволяют государству заключать с инвестором комплексные соглашения на проектирование, строительство и содержание инфраструктуры, в том числе дорог: концессионер строит за свой счет, а затем взимает плату за использование объекта.

В первом чтении проект был принят в октябре, но ко второму успел сильно измениться. Сейчас государство заключает концессионные соглашения и субсидирует строительство федеральных объектов, за использование которых взимается плата, – например, дорог. Поправки должны были создать возможность заключать соглашения и по бесплатным объектам: разрешить государству вместо потребителей перечислять инвестору регулярный эксплуатационный платеж. Но первоначальная версия документа могла создать серьезные проблемы, говорит старший юрист-аналитик Vegas Lex Евгения Зусман. Сейчас государство может выступать соинвестором по концессионному соглашению (см. врез), принятый же в первом чтении проект не разрешал бюджету субсидировать стройку до ввода объекта в эксплуатацию, отмечает Зусман. Лишь в последний момент накануне второго чтения это ограничение было устранено: получить государственные деньги инвестор сможет и до запуска объекта.

Государство спешило с принятием поправок. В начале месяца премьер Владимир Путин попросил депутатов одобрить документ до конца года, пообещав, что инвестиционные механизмы будут применяться в дорожном строительстве все более активно.

Но спешить приходится не только из-за автодорог – поправки нужны для модернизации железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 г. Согласно концепции развития железных дорог к чемпионату государство и частные инвесторы будут в равных долях финансировать строительство высокоскоростных магистралей. Стоимость работ – 2,1–3,35 трлн руб., говорится в концепции развития железнодорожной инфраструктуры к чемпионату: 87% – на строительство магистралей, 8% – вокзалов и 5% – подвижного состава.

Привлечением финансирования, строительством и обслуживанием объектов будет заниматься отобранный на тендере консорциум, объяснял «Ведомостям» представитель «Скоростных магистралей» («дочка» РЖД, занимающаяся подготовкой проекта создания в России ВСМ). Первые конкурсы на подготовку территории к строительству должны быть объявлены в начале 2012 г., до августа – основной тендер на строительство ВСМ-1 (от Санкт-Петербурга до Москвы), до конца 2012 г. должен быть объявлен и концессионер по проекту ВСМ-2 (от Москвы до Екатеринбурга), говорил ранее гендиректор «Скоростных магистралей» Денис Муратов (цитата по сайту РЖД). Среди претендентов компании из Франции, Германии, Южной Кореи, Китая, Италии и Испании, перечислял он. Пока проработан только проект магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, рассказывал Муратов: максимальная стоимость проекта – 696 млрд руб., доехать из столицы в Петербург можно будет за два с половиной часа, а до Екатеринбурга – за семь.

После запуска скоростных поездов государство будет возвращать инвесторам деньги равными платежами – это около 50% от их затрат, остальное концессионер заработает сам. Но сейчас риски заключения таких контрактов слишком высоки, ведь действующая редакция закона о концессиях прямо не предусматривает такую возможность, объясняет партнер Gide Loyrette Nouel Александр Долгов: благодаря поправкам это ограничение снимается.