Казань пошла на взлет

Весной 2012 г. будет построен новый терминал Международного аэропорта «Казань» (МАК) и начнется реконструкция старого терминала. К 2025 г. пропускная способность аэропорта должна вырасти до 5,2 млн человек в год

ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК)

100% МАК принадлежит ЗАО «Татавиа», 50% которого владеет республика Татарстан, 45% – «Булгар авиэйшн групп», 5% – «Ескана Русия» (входят в состав болгарского холдинга «Химимпорт»). в 2010 г. выручка – 675,59 млн руб. Чистая прибыль – 21,65 млн руб.

О комплексной реконструкции МАК рассказал вчера на брифинге министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин. К марту 2012 г. будет сдан новый терминал 1А пропускной способностью 1,2 млн человек, сейчас там идут отделочные работы. В него уже вложен 1 млрд руб. (общая стоимость проекта – 1,5 млрд руб., он полностью финансируется болгарскими акционерами МАК – см. справку). Старый терминал-1 решено реконструировать, отметил Сафин, пока его проект не готов и сметная стоимость неизвестна. Идет реконструкция перронов аэропорта стоимостью 4,6 млрд руб. – в них вложен 1 млрд руб.

Сафин пообещал, что в МАК будет одна из лучших в России взлетно-посадочная полоса длиной 3,7 км, которая позволит принимать самолеты любого размера. «В итоге мы получим современнейший, высокотехнологичный аэропорт. Сейчас это кажется фантастикой, но на самом деле наша мечта уже становится реальностью», – сказал министр. Он добавил, что в МАК будет «самый лучший duty-free в России», будет построена новая вышка для аэронавигации, а в старой откроется ресторан.

К 2018 г. в МАК будет построен терминал В пропускной способностью 2 млн человек – таким образом, к 2025 г. пассажиропоток аэропорта возрастет до 5,2 млн человек в год, сказал Сафин. В этом году пассажиропоток ожидается на уровне 1,2–1,3 млн человек.

Калин Костов, руководитель проекта «Техноимпортэкспорт» (дочерняя структура «Химимпорта», одного из акционеров МАК), сказал, что им этот проект «очень интересен»: «Татарстан – интересная дестинация, она развивается исключительными темпами». Будущие инвестиции он не прокомментировал. Генеральный директор МАК Алексей Старостин сказал «Ведомостям», что пока неизвестно, будут ли болгарские акционеры инвестировать в реконструкцию старого терминала и строительство нового.

«Цифра в 5 млн человек сейчас кажется несколько завышенной, – считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Понятно, что спортивные события в Казани, такие как Универсиада-2013 и ЧМ-2018, простимулируют пассажиропоток, но это временная стимуляция, а в остальное время объекты рискуют быть невостребованными. Отсюда встает вопрос окупаемости построенных объектов. Однако у инвесторов МАК есть шансы подкорректировать планы в ходе строительства». «Все заявленные планы грандиозны и могут способствовать тому, чтобы обслужить 5,2 млн пассажиров в 2025 г., но надо иметь в виду, что в Татарстане есть и другие аэропорты, которые оттягивают на себя часть пассажиропотока, кроме того, есть планы по развитию высокоскоростного железнодорожного движения с крупными городами европейской части России, что тоже будет влиять на численность авиапассажиров», – считает аналитик УК «Финам-менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, уже сделанные инвестиции могут окупиться за 4–6 лет, остальные – «в зависимости от экономической ситуации и состояния авиаотрасли».