Письмо


Хватит экспериментов

На статью «Эксперимент с демократией в России» (№ 218 от 18.11.2011, стр. 04)

Непонятно, о каком опыте идет речь. Об опыте начала XX в., опыте конца того же века или опыте уже этого века, в котором мы живем уже больше 10 лет. Опыт – это то, что пережили и о чем получили некоторое знание. От отречения Николая II и ликвидации монархии до прихода к власти большевиков, установивших диктатуру, прошло всего восемь месяцев. В эти восемь месяцев была осуществлена попытка государственного переустройства на демократических принципах... Последующие три поколения советских людей вряд ли имели демократический опыт. Последнее десятилетие ХХ в. также оказалось слишком коротким, чтобы можно было говорить об опыте – были сделаны лишь первые шаги на пути к формированию демократических основ. Так о каком же демократическом опыте ведет речь автор?

Вопрос вот в чем: будем ли мы продолжать экспериментировать или же начнем по-настоящему строить демократическое государство. Для этого много не надо. Прежде всего для этого необходима политическая воля в первую очередь стоящих у «кормила власти». Подчеркиваю: именно у них, а не у народа, на которого пытаются «навесить всех собак», что, мол, он, народ, не хочет, не созрел и тому подобное...

Опыт, как было уже сказано ранее, – это знание, а знания приобретаются в процессе учебы и деятельности. Поэтому «власть» должна учить и учиться. В этом одна из ее важнейших функций. Если же, как по Ленину, делать «один шаг вперед и два назад», то страна и общество так и будут пребывать на этапе эксперимента. Исходя из того, что это должна быть каждодневная, нудная, но необходимая учеба, импровизаций не должно быть. Импровизации – это тот же самый эксперимент. Однако, если не хватает своего опыта (а его явно не хватает, учитывая всю нашу предыдущую историю), следовало перенять опыт тех, у кого за плечами не одно столетие демократического существования. Мы же в школе учим детей на примерах и образцах, оставленных нам предыдущими поколениями, и не только нашей страны. Только надо брать лучшие образцы и примеры. А они-то как раз являются основой для анализа нашей деятельности по строительству демократии <...>.

Но у нынешней российской элиты (к коей относит себя и Глеб Олегович), живущей на природную ренту (в эпоху феодализма это была земельная рента), нет ни воли, ни желания прекратить псевдодемократический эксперимент и приступить к формированию реальной демократии.

Владимир Селиверстов, Москва